Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 14-я по Пятидесятнице, о брачном пире (Мф 22:1-14). Иерей Константин Мальцев

 

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; 9итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14ибо много званых, а мало избранных.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение о брачном пире - это притча пророчество событий и состояний людей после Воплощения, Креста, Воскресения и Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.

 Брачный пир для Сына - это соединение Христа с Церковью через таинство Воплощения, а также всякой души с Сыном Божьим. Жанр притчи избирается Спасителем нарочно для того, чтобы открыть многоплановый подтекст обычного рассказа, преодолеть временные, чисто  художественные рамки и включить в действие притчи всех людей.

Спасение представлено в виде пира, как радостное событие, как ликование и торжество, потому что нарождается новая жизнь, новая реальность. Но это торжество начинается уже здесь на земле: "Царство Небесное внутри вас есть" (Лк 17:21). Исполняются все пророчества притчи, и исполнятся еще. Несомненность исполнения их подтверждается тем, что уже произошло. 

Господь предельно честен с нами: "...много званых, а мало избранных". В земной жизни много "злых и добрых" на пиру, но окончательный пир в Царстве Небесном только для тех, кто в брачной одежде.

Заколотые тельцы - это все мученики Ветхого и Нового Завета, отдавшие свои жизни за чистоту веры. Их подвиг увенчан победой и славой, а победа - всегда радость. Радость - это пища в Царстве Небесном.

Господин зовет всех - как можно не прийти? Вот где открывается суть греха - непослушание Богу; нежелание быть достойными избрания Богом.

У каждого свое извинение. Но есть только один спасительный брак у души человеческой - со Христом, потому что через общение с Богочеловеком душа получает все блага и плоды брака - обоживается, богоуподобляется; все остальное блуд и прелюбодеяние, как обнищание души. Притча призывает не останавливаться на тварности и вещах, но видеть за всем Христа - вот настоящее обручение и обвенчание души. Видеть в своих родных: супругах, родителях и детях образ Христа - вот настоящий путь души к блаженству.

Небрачные одежды - это состояние притворства и нераскаянности души. Мы помним призыв Божий к Адаму сразу после грехопадения: "Адам где ты?" (Быт 3:). Это не неизвестность местоположения Адама Богом, Который Всеведущ и Вездесущ, а призыв к покаянию, как возможности осознания Адамом своего помраченного духовного состояния, в которое вошло и нашло место недоверие к своему Создателю.

В притче о брачном пире другие слова, но смысл тот же: "Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде", - то есть без дел покаяния, - "он же молчал". В случае с Адамом, как известно, - он говорил, да не то, когда самооправдывался и перекладывал вину на других. Здесь же, в сюжете притчи, - человек безответен, упрямо и нераскаяномолчащий.

Притча говорится для назидания слушающих; в этом плане даже самый окончательный приговор в притче становится для нас спасительной открытой дверью, подразумевающей выход из тупика. Это милость Божия, когда Господь открывает нам все до конца, без остатка, о будущих реалиях. Это то же самое, как если бы кто  перед надвигающейся смертельной опасностью указал путь в безопасное место. 

Смысл притчи в целом понятен - все званные (Христос умер за всех), но не все избранные (истинно уверовавшие и покаявшиеся). Пока мы здесь на земле можно изменить небрачные одежды на райские, если не молчать душою, а вопить: Господи помилуй! Господи помоги!

Бог не коварен, но честен и бесконечно любвеобилен с нами, надеется на наше благоразумие, потому и отдал Свою Жизнь, как свидетельство этой Надежды и Любви к нам.