Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 16-я по Пятидесятнице, перед Воздвижинием. Иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы последний день находимся с вами во свете Рождества  Божией Матери. Этот двунадесятый праздник стоит первым в последовательности богослужебного годичного круга. Неслучайно, что воспоминанием  этого величайшего и радостного события начинается каждое церковное новолетие: пришествием в мир Пресвятой, Пречистой Девы начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения прародителей. Родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью раскрывающейся на Небо.

Само наименование праздника «Рождество Богородицы» говорит нам о том, что родилась Та, Которая родит Бога. То есть через Неё Абсолютное Бытие войдет в историю, Вечность соприкоснется со временем.

И сегодня же Неделя, т.е. Воскресный день пред Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста, к которому был пригвожден Господь Спаситель мира. Пресвятая Дева приходит в мир, чтобы Того Кто родится от Неё предали самой позорной и мучительной смерти. Цель Рождества Пресвятой Богородицы не только рождение Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя мира, но и Его смерть на Кресте.

Но, почему недостаточно было одного Воплощения Бога Слова? Пришествие в мир Творца неба и земли уже есть эпохальное событие для человека. Ведь уже самим этим Фактом преодолевается та бесконечная пропасть между Божественным миром и человеческим. Тут встает перед нами вопрос о смысле крестных страданий Христа.

Крест – не только самая мучительная, но также и самая позорная казнь в Римской империи, а следовательно во всей вселенной древнего мира. Этой казни предавали самых отъявленных негодяев и преступников, ей удостаивался самый отброс общества. Поэтому крест есть не только предельная точка физического страдания человека, но также морального.

И вот, Бог, Творец Вселенной, ради бесконечной любви к грешному человеку, добровольно принимает на Себя эти страдания.

И теперь, как бы человек не страдал в этом мире, нельзя сказать, что он оставлен Богом. Нет меры человеческого страдания, которая была бы неведома Богу.

Знаменитый христианский апологет, живший во второй половине III-го в начале IV столетия, которого называли христианским Цицероном, Лактанций сказал, что Христос для того принял на себя Крестные страдания, дабы не осталось никого в мире, кто не смог бы последовать за Ним.

Христос перед Своим распятием говорил Своим ученикам: 17 Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. (Иоан.10:17,18). Христос Сам Себя отдал на крестную смерть нашего ради спасения…

Распятие Христово – есть действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы мы могли иметь жизнь и жизнь с избытком (Иоан.10:10).

"Он раскинул руки Свои на кресте, чтобы обнять всю вселенную" (св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные беседы. 13, 28).
      Жертва Христа - это дар Его любви нам, людям. Он дарит Себя, Свою Жизнь, полноту Своей Вечности нам.

Голгофа – есть апогей Божественной любви к грешному человеку!

Крест, который мы начинаем видеть уже сегодня, еще находясь в свете Рождества Божьей Матери, стоя как бы в точке начала свершения великого дела нашего Спасения, он говорит нам о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью – ничем другим нельзя откупиться за любовь.   Аминь.