Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 21-я по Пятидесятнице (Лк 8:5-15, притча о сеятеле). Иерей Константин Мальцев.

 

5 «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7 а иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его;

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Сказав это, возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

9 Ученики же Его спросили у Него: «Что бы значила притча эта?»

10 Он сказал: «Вам дано знать тайны Царства Божьего, а прочим – в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча эта: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при дороге – это слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень – это те, которые, услышав слово, с радостью принимают, но не имеют корня, и некоторое время веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние – это те, которые слушают слово, но, отойдя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими заглушают [его] и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». Сказав это, Он возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии Господь предлагает нам очень интересную классификацию людей, отличную от того деления, которым мы привыкли  разграничивать человеческое общество: по политическим, экономическим, культурным, сословным или национальным признакам. Ведь мы нередко задаёмся вопросом: А что лучше для нашего спасения? Быть бедным или богатым, образованным или простым, быть во власти или держаться от неё подальше, быть русским, греком, американцем или, может быть, китайцем? Сегодняшнее Евангельское чтение указывает на второстепенность такого деления.

В притче о Сеятеле Спаситель предлагает нам совсем другой подход. Принцип, по которому Бог делит людей, выражается в отношении их к Его Слову, к Его Откровению. Откровению Бога о Самом Себе, о человеке и мире, Откровению естественному через окружающий нас видимый мир, но, особенно, Откровению сверхъестественному через Священное Писание, Библию и, в первую очередь, через Евангельское Благовестие, которое открывается для всех без исключения людей. Второе Лицо Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа, Сына Божия святой апостол и евангелист Иоанн Богослов назвал Логосом (Ин 1:1-2), то есть Словом, Уникальным и Единственным, через Которое открывается бытийный замысел всякого сотворенного существа видимого и невидимого мира: всякой твари и всякого предмета. Таким образом, любой человек, не просвещенный Евангельским Словом, подобен людям, о которых Господь в сегодняшнем Евангелии произносит такие слова: "... они видя не видят и слыша не разумеют" (Лк 8:10). Каждый предмет, каждое явление, каждое творение, каждый человек носит в себя сокровенный замысел о самом себе, смысл своего бытия, которые открываются через Бога-Слово. По слову святителя Николая Сербского, весь мир и человек - это многоразличные притчи, значение которых скрыто от нас до тех пор, пока мы не просвещены Евангелием. Но вот как по разному относятся люди к этому Слову-Откровению!

 В сегодняшней притче о Сеятеле Господь Иисус Христос показывает нам четыре вида отношений к Его Слову: 

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Ну что тут необычного, скажем мы, постоянно наблюдая мимоходом, как кто-то сеет, копает, строит, как меняются времена года, как идет дождь, как заходит и встает солнце, как сменяется череда многих обычных для нас событий и явлений. Но все меняется в нашем скучающем восприятии, когда сказав это, Бог-Слово, "возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Это значит - внимание! За каждым явлением, самым заурядным, за всяким бытием скрывается Премудрость, Откровение-Послание Создателя к человеку. "Кто имеет уши", - то есть тот, кто стремится это послание прочитать, так как уши имеют все, - слушайте внимательно Меня, как бы говорит Христос. Таким образом, благоговейное внимание к действиям и словам Спасителя - это необходимое условие для слышания (разумения) любой притчи. Ученики проявили это внимание, когда обратились к Господу с вопросом: «Что бы значила притча эта?». Тогда в лице учеников Господь отвечает всем уверовавшим в Евангелие и внимающим Ему: «Вам дано знать тайны Царства Божьего, а прочим – в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют", а почему это так, объясняет самой притчей, в которой Сеятель - это Сам Господь, семя - Слово Его, земля - душа человеческая.

Души людей первого типа уподоблены утоптанной, проезжей дороге, открытой всем ветрам. Такие люди, так сказать, с лёгкостью и небрежением воспринимают Слово, относясь к Нему без должного внимания и благоговения. И как рассыпанные зёрна на проезжей дороге попираются каждым проходящим и проезжающим, и становятся лёгкой добычей пролетающих птиц, так и души такого рода людей, ввиду своего небрежного отношения к Слову, попираются чуждыми идеями, мыслями и словами, и легко похищаются врагом рода человеческого - диаволом и его приспешниками. К ним же относятся и все души лицемеров и прелюбодеев, погрязших во лжи и разврате, попирающих Слово нечистыми и лукавыми мыслями, словами и делами.

Вторая категория людей уподоблена каменистой земле. Хотя эти люди и имеют некоторый плодородный слой своих душ, и принимают Слово с радостью, но вот беда, они не имеют таких добродетелей, как постоянство и терпение. Хотя Слово даёт всходы, но натыкаясь на камни искушений, соблазнов и скорбей, скоро засыхает, и такие люди скоро отпадают от следования Слову. Это - теплохладные и боязливые души.

Третий тип - это люди активные, талантливые, способные воспринять Слово, понимать Его, но, увы, излишние заботы о богатстве, славе, наслаждениях и житейских попечениях, все эти излишества подобно сорнякам и терниям заглушают культурные всходы Слова Божия и оставляют Его без плода. Такие заботы царь Соломон, испытавших их на своем собственном опыте, называет суетой и томлением духа, как не приносящие пользы для спасения души (Еккл 2:10-11).

Всем им противопоставляется четвёртая категория людей, которые, как сказано в притче «...услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». Эти люди не только противопоставляются, но через них указывается путь, как переродиться для приобретении нужных качеств первым трем видам душ, что, конечно, невозможно в природном порядке вещей, но не для благодати Слова. Тем, кто беспечно относился к Слову, нужно стать внимательными, ревностными и благоговейными, тем, кто непостоянен и боязлив – мужественно хранить Слово в терпении и чистом сердце, тем, кто обременён заботами и роскошью предлагается воздержание и смирение. Такие души и приносят плод во сто крат.

Итак, притча о Сеятеле - это притча о слышании Слова Божия, и она актуальна сегодня, как и все притчи Спасителя. Священное Писание, Библия, эта Книга Книг, сегодня для многих закрыта, большинству она кажется скучной и неинтересной, по тем же причинам, что и в притче. Небрежение, нечистое сердце, отсутствие усердия, молитвы и терпения в отношении к Слову, похищает спасительность и радость от общения с этой Книгой.

Поэтому всем, имеющим не должное отношение к этой Книге Книг, нужно исправляться, по призыву Спасителя, с которым Он обращается к нам в притче о Сеятеле. Тогда, конечно, и мы сможем принести сторичный плод посеянного Им Слова во спасение всех нас. «Кто имеет уши слышать, да слышит!». Аминь.