Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 29-я по Пятидесятнице (Лук.17:12-19). Иерей Константин Мальцев

 

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 
13 и громким голосом говорили: «Иисус! Наставник! Помилуй нас». 
14 Увидев [их], Он сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». И когда они шли, очистились. 
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его. И это был самарянин. 
17 Тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? 
18 Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?» 
19 И сказал ему: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Дорогие братья, все мы знаем, насколько невежественна, груба и бесчувственна неблагодарность. Она вызывает горькие чувства, возводит барьеры непонимания между людьми, сеет раздоры и обиды. В семье, в кругу друзей, и в коллективе - везде, неблагодарность стремится уничтожить самые добрые начинания. Каждому знакомо это горестное чувство, когда кто-то отвечает черной неблагодарностью, на наше дружеское расположение, на доброе дело, или даже на простой знак внимания. И если в отношениях между людьми неблагодарность является общепризнанным пороком, то тем более в отношениях с Богом она становится тяжким преступлением. Ведь самые великие благодеяния людей друг к другу ничтожны по сравнению с теми щедрыми дарами, которые в изобилии изливает на нас Господь. Воистину всё, что мы имеем доброго и полезного в этой жизни, дано Им.  

Но Сам Господь не нуждается в нашей благодарности. Наши хвалы и славословия ничего ни прибавляют к Его славе и могуществу. Но как земной отец, из любви к своему сыну обучает его благодарности, чтобы ему было хорошо в этой жизни, чтобы он не был диким тернием, чтобы он приносил добрые и благородные плоды, так и общий наш небесный Отец, из великой любви к нам, требует от нас благодарности Ему, чтобы мы через неё сделались способными к принятию и прочих Его милостей и щедрот. Об этих простых, но таких важных истинах повествует сегодняшнее евангельское чтение.  

Направляясь в Иерусалим, Спаситель проходит между Галилеей и Самарией, двумя областями, жители которых находились у иудеев в презрении, таком, что и сама земля считалась нечистой, осквернённой теми, кто на ней живёт… «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали». Мы знаем, насколько неизлечима и загадочна это ужасная болезнь - проказа, когда всё тело человека покрывают гноящиеся язвы, которые ни на минуту не дают покоя больному. Но помимо физических страданий, человек испытывает жесточайшие нравственные мучения, которые терзают его душу. Ведь эти люди считались отверженными и проклятыми Богом и людьми, они изгонялись обществом и находили себе пристанище за пределами городов и селений, так как им запрещено было близко приближаться к любому обычному человеку.  

И вот такая группа из десяти несчастных дожидалась Иисуса. Увидев Его, они остановились вдали, и громким голосом возопили "Иисусе! Наставник! Помилуй нас". Откуда они узнали о Нём? Вероятно, кто-то, бросая им пищу, рассказал им о необыкновенном проповеднике, который совершал чудеса и исцеления недугов и всякой немощи, в том числе и от их болезни. 

Они почтили его именем «Наставник», словом которое имеет достоинство выше слова «учитель», так как наставник, это не просто тот, кто даёт знания, но может быть руководителем и в духовной жизни. Однако подняться выше этого понятия о Нём, они, конечно же, не смогли. Господь, снисходя к их представлениям о Нём, отсылает их к Закону, к книге Левит. «Пойдите, покажитесь священникам». - Христос как бы показывает, что тот, кто ещё не имеет веры в Него, как в Мессию и Господа, находится под игом закона, и должен руководствоваться им.  

«И когда они шли, очистились». В той же книге Левит говорится о том, что исцеление от проказы совершает Бог, а священник только свидетельствует о выздоровлении. Но, к сожалению, они не уразумели виновника этого чуда. Только один из них, который имел такое качество души как благодарность, с помощью его приобрёл ещё больший дар, чем исцеления тела. Какой же это дар? Послушаем, что говорит нам Евангелие: 

«Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его. И это был самарянин. Тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме этого иноплеменника?». И сказал ему: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». 

Так часто бывает и в нашей жизни, когда незнакомый, но признательный человек через искреннюю благодарность, часто становится близким и родным нам, так произошло и теперь, иноплеменник, человек чужой, не имеющий ничего общего с религией и обычаями иудеев, в один миг стал чадом Божиим. 

Видите, дорогие братья, как через благодарность приобретается драгоценная вера. Девять исцелились только от телесной проказы, но остались в своих грехах, а этот очистил не только тело, но что важнее всего, получил отпущение грехов. 

Итак, через благодарение мы можем получить спасительную веру, а с нею и все другие добродетели. Осознавая важность этого, Церковь всю свою литургическую жизнь пронизывает благодарением. Каждая церковная служба начинается со славословия, благодарением заканчивается всякая молитва. «Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его» начинается наша главная служба – Божественная Литургия, венчается благодарственными молитвами. Но, к сожалению, часто можно наблюдать, как благодарственные молитвы выслушивает лишь десятая часть причащающихся. «Не десять ли очистились? Где же девять?». 

  Мы можем образно сказать, что благодарение — это крылья для нашей веры. С её помощью и евангельский прокажённый иноплеменник поднялся до высот исповедания Христа Господом. 

Будем же и мы, братья и сёстры, радеть о совершенствовании в этой спасительной добродетели, чтобы и нам когда-нибудь услышать спасительные слова Господа: «Встань, чадо, иди; вера твоя спасла тебя».  

Аминь.