Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 28-я по Пятидесятнице, о званных на пир (Лк 14:16-24). Иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня 29 Неделя по Пятидесятнице и Церковь предлагает нашему вниманию Евангельское чтение, притчу о «званных на пир». Иудеи имели целый ряд повторяющихся традиционных представлений о том, что будет, когда явится Бог, когда Бог непосредственно вмешается в человеческую историю, и настанут золотые времена нового века. Одно представление изображало картину мессианского пира. В тот день Бог устроит великий пир для своего избранного народа. Человек, обратившийся к Иисусу, думал именно об этом пире. Его слова мы находим в стихе предшествующем сегодняшнему отрывку: «Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк14:15). То есть, эта притча в категориях иудейских представлений изображает грядущее Царство Божие, в виде роскошного пира, которой устроил хозяин дома и, который был проигнорирован приглашёнными. 

Помимо того, что в этой притче ясно звучит угроза иудеям, отвергшим приглашение Бога, и чудесная слава грешникам, изгоям и язычникам, никогда и не мечтавшим о том, что они когда-то её удостоятся, в ней также содержатся вечные и злободневные истины.

Хозяин это Господь, Он приготовил прекрасный пир, Он призывает на этот пир людей, люди не идут, придумывая совершенно пустяковые отговорки. В притче нарочито подчёркивается не серьёзность оговорок, их смехотворность. Представьте себе, если сегодня, какой-нибудь уважаемый высокопоставленный человек, скажем, губернатор или митрополит пригласил человека на своё торжество, именины. А тот отказался, ссылаясь на занятость: семейные заботы, в автосалон за машиной заехать нужно, назначена встреча с риэлтором. Конечно, всё это не серьёзно, всё это мелочные отговорки и проявление явного неуважения и пренебрежения к пригласителю. Встречу можно и перенести.

Итак, притча говорит о том, что роскошный пир, задуманный и организованный Богом, пренебрегаем люди, которые были приглашены на него. Приглашенные люди не хотят прийти. И тогда хозяин приказал слуге пойти по улицам, переулкам, дорогам, изгородям и привести нищих, увечных, хромых и слепых, то есть отребье мира и привести его за свой праздничный стол.

Вопрос, кто это отребье, кто эти люди?

Традиционно толковали, что приглашенные и отказавшиеся это евреи. Они имели Закон, Моисея, пророков, Мессианские обетования и, несмотря на всё это, отвергли Христа. Они имели приглашение на этот Царский пир и уклонились от него. А вот не евреи, язычники – попали на этот пир. То есть Хозяин гневается на евреев и обращается к язычникам. Такое толкование довольно распространенно.

Но смысл притчи конечно глубже. Так кто же эти люди? Кто же это отребье, собранное с улиц на пир?

Это и есть низы общества, это и есть те, кем общество пренебрегает. Во времена Христа духовной элитой общества себя считали высокопоставленные евреи. Эта притча была произнесена перед фарисеями, которые как раз и считали себя духовными вождями богоизбранного еврейского народа. Она была ответом на самонадеянность фарисеев: да, вам, духовным вождям еврейского народа даны обетования, к вам обращен призыв принять и войти в Царство, а вы его игнорируете. Тогда вы будете отвергнуты, а Господь соберёт тех, кого вы даже не воспринимаете как претендентов на это Царство: мытарей, блудниц, низы общества. Всех тех людей кого вы даже не воспринимаете за человека, Господь призовет к Себе на пир. Призыв на пир, войти в Царство обращен ко всем, но фарисеи, элита еврейского общества, духовная элита, самовлюбленная, проигнорировала этот призыв, будучи озабочена своими надуманными проблемами законнического «благочестия». Надо не забывать, что актуальность этой притчи вневременна и вненациональна.

В этой притче также обращает внимание то, с какой настойчивостью хозяин приглашает на пир. Сначала рассылает приглашения, затем посылает слугу звать званных, после их отказа, посылает его собирать всех людей с улиц, когда осталось еще место, посылает снова, чтоб полностью наполнился дом. Это всё говорит нам о настойчивости призыва Божьего, Бог настойчиво призывает всех без исключения войти в Его Царство.

Итак, притча говорит о том, что Бог устроил роскошный пир, позвал на этот пир тех, кто должен был в первую очередь прийти, но они под смехотворными предлогами проигнорировали этот призыв, тогда приглашение адресуется ко всем людям, к низам общества, к тем, кого за людей не считают.

У человека есть выбор, принять этот призыв или нет. У Бога много званных, много приглашенных, но от самого человека зависит, станет ли он тем, кто войдёт в число избранных, то есть собранных и вкусит хлеба в Царстве Божием.

Аминь.