Проповеди

Проповеди

« Назад

Суббота перед Рождеством Христовым (Лк 13:18-29). Иерей Константин Мальцев.

 

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня суббота перед праздником Рождества Христова. Совсем скоро случится рождение на земле беззащитного Богомладенца. Самое время поразмышлять об убогости и незаметности, выбранного Творцом образа Своего прихода на землю, в мир людей. Святая Церковь, как "столп и утверждение истины" (1Тим 3:15), предлагает нам получить, сегодня, ответ на этот вопрос, в евангельских словах Самого Господа о свойствах Царствия Божия.

Первое свойство Царствия Божия, здесь на земле, по словам Господа - это, быв незаметным и незначительным вначале, затем, постепенно, вырастать и выходить за пределы любых земных категорий.

Чему уподоблю Царствие Божие? - говорит Господь. "Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его".

Конечно, под человеком мы понимаем здесь самого Творца, а под зерном - Его образ "посаженный" в человеке, способный расти и вмещать в себя дары Божии. Все это неприметно вначале, но чем более человек живет истинной духовной жизнью, тем ярче проявляется Царствие Божие в его жизни, в виде блаженных расположений, намерений и дел. Здесь и радость, и любовь, и мир, и кротость, и милосердие, и воздержание, и долготерпение, и другие дары Святого Духа (Гал 5:22).

Второе свойство Царствия Божия - способность преображать человеческую природу. Как закваска квасит все тесто, так и Слово Божие меняет мировоззрение и нрав человека, его культуру, а значит и окружающее его общество. Что такое христианство на заре своей, по сравнению с могучей Римской империей? - малая закваска и зерно горушное, которое упав на почву чаяний лучших людей того времени, через проповедь апостолов и свидетельство мучеников, "заквасило" и выросло в новую христианскую цивилизацию, кардинально отличающуюся от древней языческой, в первую очередь, ясным разделением границ добра и зла, добродетели и порока, поскольку получило для этого - Абсолют Истины и Блага в лице Богочеловека Иисуса Христа.

Однако одной силы указанных свойств Царствия Божия недостаточно. Нужна еще пригодная для его благодатного действия среда. Земля или тесто - это образ природы человеческой. Три меры муки, как три силы души: ума, чувства и воли, подобно трехчастному образу  всей человеческой природы: духа, души и тела, принимают в себя Слово.

Впрочем сколько не орошай зерно в земле, или не квась тесто, при минусовой температуре, все-равно ничего не взойдет. Так и без горячей искренней веры, без нелицемерной любви, внимания и послушания Слову Божию, не может быть успеха в деле спасения. 

Можно ведь жить рядом с храмом, даже бывать в нем, как иудеи жили в одном месте со Спасителем. И не только жили, но как говорит сегодня Евангелие: Христос ел и пил с ними, и на улицах городов их, учил всех. Однако в виду того, что большинство из них не "подвизались войти сквозь тесные врата", то есть внимать и исполнять Его Слово, то и оказываются вне дверей Царства Его, как нерадивые, неверные и неблагодарные. "Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды", - таков нелицеприятный ответ Господа.

 Что такое "тесные врата"? - это, в первую очередь, молитвенное покаянное внимание к Слову Христову и жизнь согласно Его воле. Такое внимание позволяет духовно прозревать природную суть каждого конкретного случая, поступка и даже помысла в свете евангельского учения, отсекать любую смертельно опасную ложь, и принимать спасительную истину. Внимание - это как детектор, или пропускной пункт. Как и в земной общественной жизни, когда невозможно проверять на детекторе сразу всех, тогда делают его  узким, чтобы проходили по одному, так и внимательная, молитвенная "жизнь во Христе" - это "тесные врата" для человеческой души. А "душа нараспашку" без знания истины и воли к добру непременно доведет до беды. Какой же итог?

Его подводит Сам Господь: тогда разумные и послушные "придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием", а беспечные, надменные и неверные увидят себя "изгоняемыми вон". "Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон". Таково определение Божие!

Не будем же и мы, братья и сестры, глухи к Истине, но дадим место Христу родиться и возрасти в наших душах!