Проповеди

Проповеди

« Назад

Седмица 34-я по Пятидесятнице, суббота (2Тим 11:19; Лк 18:2-8). Иерей Константин Мальцев

 

11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

19 Но твердое основание Божие стои́т, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа".

(Лк 18:2-8)

2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.

3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Грех - это то, что, во-первых, отделяет нас от Господа и Создателя нашего, а, во-вторых, как следствие, вредит нам самим.

Вот, к примеру, Святая Церковь признает уныние смертным грехом. Многие даже крещенные люди этого не понимают. Ну какой грех в том, что сами обстоятельства способствуют упадку духа? - говорят они. Болезни ли, бедность, различные утраты, или что-то другое. Здесь, конечно, нужно различать от греха уныния то, что Церковь не только не запрещает, но всячески поощряет, а именно: сетование как мольба, поиск утешения, но в Боге. Церковь признает смертным грехом - уныние без молитвы, близкое к отчаянию, разочарованию и богоотступничеству.

Об этом сегодняшнее евангельское чтение.

Предваряя его, апостол открывает нам удивительную истину в послании к Тимофею: Бог "Себя отречься не может". Подобную мысль в Священном Писании мы часто слышим от Самого Бога, Который говорит так: "Мною клянусь" (Быт 22:16; Ис 45:23; Иер 22:5; 49:13).

Вот люди могут позволить себе "махнуть рукой" и свернуть с пути спасения, а потом опять на него вернуться или нет. Но не так Господь Вседержитель! Если Он хотя бы на мгновение перестанет быть Самим Собой - все рухнет и исчезнет.

 В молитве к третьему Лицу Пресвятой Троицы мы обращаемся: "Душе истины и жизни Подателю", - то есть, как к Источнику истинной жизни - "прииди и вселися в ны", - говорим мы, признавая свое ничтожество без причастности к Нему.

Но все же, почему тогда Бог так часто попускает, не вмешивается, не отвечает? Для таковых вопрошающих и унывающих Спаситель отвечает сегодня притчей о неправедном судье.

Кто же он такой - неправедный судья, "который Бога не боялся и людей не стыдился"? Он ведь был судья "легитимный", так сказать по должности, то есть получивший от людей право и власть, имеющий все необходимые атрибуты судьи, возможно исполняющий правильно все, как бы мы сказали сегодня, внешне необходимые "процессуальные действия" и проч. Вся его неправедность заключалась в том, что он "Бога не боялся и людей не стыдился". Но ведь за это точно не накажут и не оштрафуют, если держать при себе такие расположения.

И вот, как нередко бывает у людей, когда их интересы совпадают, а мотивы веры нет, то ради  своей выгоды и интересов, в какой-то момент даже неправедный человек может исполнять уставы Божии. Но, если ситуация поменяется, то и человек легко может отречься. 

(Поэтому, к слову сказать, не смотря на общность христиан вообще, поясняя наличие различных заблуждений в Церкви, апостол сегодня пишет к своему ученику Тимофею так: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа", намекая только на одну истинную веру и Церковь). 

Так и неправедный судья защитил вдову не по правде Божией, как видно из притчи, хотя он по-видимому сделал доброе дело. Однако, если завтра для спокойствия (в смысле греховного комфорта плоти и духа) нужно будет предать, или отобрать, или оклеветать, то, тот же самый судья поступит иначе. Неслучайно ведь Господь применяет к нему эпитет "неправедный", в смысле не верный.

Нужно не забывать, что судья из притчи - это образ. Вот и сегодня, как мало верных христиан с церковным, догматическим и каноническим сознанием. Как часто христианство у людей замешанное на личном горе, трагедиях жизни, различных потерях и разочарованиях, иногда на собственных духовных амбициях, тщеславной борьбе за похвалу и первенство, житейских расчетах, или на всевозможных страхах, так и не вырастает до веры церковной, не выходит за границы своих собственных интересов и проблем.

Как мало людей готовых жить по воле Христа, по любви к Нему, а значит в послушании Его Церкви, в жертвенном служении Богу и ближнему; готовых, - еще раз повторим, - слушать и исполнять волю Христа, через послушание Его Церкви (Мф 18:17)!

Более того, люди часто отказываются от чего угодно, терпят лишения и неустройства, но не готовы расстаться со своими представлениями о Боге и спасении. Жертвовать собой готовы, но не ради Христа и Его Церкви, а ради себя и своих убеждений.

Итак, по-настоящему церковной веры мало. Ведь ее нужно приобретать неотступностью в молитвах и воздержании, постоянстве в научении, и, главное, послушании Священному Преданию Церкви.

Вот потому Господь "медлит" исполнять прошения наши, чтобы испытать нашу веру на церковность, а значит на соборность и святость, единство и апостольность, а затем подать нам "защиту вскоре". Вскоре - это значит сразу, как только будет в сердце и на устах наших церковная вера - сразу будет и утешение от Господа в самых скорбных и стеснительных обстоятельствах. В этом многовековой опыт святых.

Потому Спаситель заключает сегодняшнюю притчу следующими словами: "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?", - не индивидуальную, у каждого свою, - ведь вер много, - а единую, апостольскую, истинную, и значит - церковную. 

Будем же, братья и сестры, "молиться и не унывать", стараясь, по слову апостола, представить себя Богу достойными, неукоризненными делателями, верно преподающими и исполняющими "слово истины".