Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя о мытаре и фарисее (Лк 18:10-14). Иерей Константин Мальцев

 

9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Перед духовным поприщем святого Поста, которое нам скоро предстоит пройти, Господь через Свою Церковь, как искусный и заботливый Пастырь предупреждает о незаметных ловушках, стремнинах, трясинах и прочих смертельных опасностях на нашем пути. Вот и сегодня, после вчерашнего призыва к церковной вере, жизни согласно ее уставам, Господь открывает опасность превозношения,тщеславия и обольщения своими мнимыми, или даже действительными духовными успехами на этой стезе.

Так, когда человек будет поститься и молиться, согласно уставам Церкви, то неизбежно встретится с духом превозношения по отношению к тем, кто этого не делает. Фарисей из сегодняшней притчи ведь ничего плохого не делал. Напротив, как видно из его слов перед Богом (а перед Богом, как правило, не соврешь), он не был грабителем, обидчиком и прелюбодеем, постился два раза в неделю, давал десятину на храм. Его уровень благочестия во многом превосходил уровень большинства нынешних христиан, которые в храм то заглядывают редко, живут часто как попало, и с кем попало, разоряют пост, молитву, не радят о Слове Божием, и вообще утопают в языческом житии.

Но в чем же фарисеев грех? Он превозносился "своими" добродетелями, и тем, сам себя обкрадывал. Добродетели не приносили ему никакой пользы, так как не употреблялись для умножения любви к Богу и ближнему.

Так все церковные правила благочестия спасительны и необходимы, но их тщательное исполнение не первично, и не безусловно, потому что зависит и подчинено любви к Богу и ближнему. 

Что же говорит фарисей? "Боже! благодарю Тебя, - какие прекрасные слова, - что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь" - а это уже безумные глаголы. Это, как, если бы одна рука собирала, а другая разбрасывала.

Не так молился апостол Павел, который, например, говорил о добродетели девства так: "желаю, чтобы все люди были как я" (1Кор 7:7), или, еще сильнее за братьев по плоти: "я желал бы быть отлученным от Христа за братьев моих" (Рим 9:3). А у фарисея была молитва без боли о человеке, без сострадания, без желания ему помочь, но с пренебрежением, превозношением, осуждением, и поэтому осталась бесплодной и малоценной, как пустоцвет.

На его фоне мытарь, который сгорал от стыда за свои грехи перед Богом, так, что не мог глаз поднять на небо, оказался более пригоден для исправления, потому что не превозносился, не осуждал и не оправдывался, "но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!".

Не случайно следующая седмица установлена сплошной, как ответ на слова фарисея о том, что он постится два раза в неделю.

Вместо того, чтобы честно и трезво взглянуть на себя, к чему и призван пост - духовному отрезвению, чтобы все доброе отвести Богу, а злое своему произволению, можно впасть в искушение самодовольства и бахвальства, которое постигло евангельского фарисея.

Напротив, у кающегося искренне больше шансов на исправление. Ведь любое добро исходит от Бога и фокусируется в Нем. Тщеславный человек переносит этот фокус на себя, при этом сам, не являясь источником блага. Помимо святотатства, то есть присваивание себе святыни, которая ему не принадлежит, он обманывает других и обманывается сам. Краденная вода - это уже отравленная вода.

Мытарь же осознает, что он не дает Богу действовать через него из-за своих страстей: сребролюбия, жадности, жестокосердия и других. Но сокрушаясь об этом, сильно желает измениться с помощью Божией. Поэтому он "оправдан более", в смысле более пригоден для исправления себя и других, чем фарисей.

Оказывается наша молитва имеет разную цену в очах Божиих! Так, когда мы ничего доброго не приписываем себе, не осуждаем других, и не превозносимся, но сожалеем и молимся друг за друга с любовью, тогда течение поста открывает нам радость, оправдание и благодать Божию, чего мы всем желаем достичь!