Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя о Страшном суде (Мф 25:31-46). Иерей Константин Мальцев

 

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение о Страшном суде - это итог беседы Спасителя со своими учениками после Его последнего выхода из Иерусалимского храма. Прощальные слова Христа этого последнего посещения храма говорят сами за себя: "Се оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: "благословен Грядый во имя Господне!" (Мф 23:38-39). Затем, с 24-й главы Евангелия от Матфея, Спаситель продолжает разговор с учениками, уже подробнее раскрывая и поясняя грядущие события.

Ученики, которые привыкли видеть за всяким словом Христа какое-нибудь знамение в виде исцеления или чуда, после слов Спасителя о разрушении храма и Иерусалима ожидали скорого исполнения этих слов и установления Царства Мессии. Но Спаситель предупреждает их ожидания словами о том,"чтобы кто не прельстил" их, указывая на признаки Его пришествия и будущей кончины мира, которая наступит неизбежно и внезапно. Главное же содержание слов Господа в связи с кончиной мира и Его пришествием заключается в призыве бодрствовать, чтобы быть готовыми предстать перед Ним на Страшный суд. 

Далее, поясняя как нужно готовиться к Страшному суду, Христос предлагает притчи о верном и благоразумном рабе, десяти девах, о талантах и заканчивает описанием произнесения последнего приговора в зависимости от отношений к тем, кто встречался человеку на жизненном пути, а именно: страждущих в самых разных обстоятельствах. Для Господа это отношение является лучшим показателем подлинной веры человека, которая принесла свои плоды. На основании этих отношений и совершается Последний суд.

Почему суд называется "Страшным"? Потому что он окончательный.

После Евангелия о блудном сыне, которое Церковь предложила нам на прошедшей неделе, где каждому открывалась возможность покаяния и возвращения в отчий дом, нынешний вердикт поражает своей категоричностью и неизменяемостью: "И пойдут сии (проклятые) в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную".

В связи с этим, возможно, у некоторых возникает вопрос: если Бог - это любящий и милосердный Отец, готовый принять и простить любого блудного сына после покаяния, то почему встреча с Богом за пределами земной жизни не может стать встречей с любящим Отцом для всех, который, просто не может не простить и утешить? Почему мы не можем покаяться за гробом? 

И еще: ну как может милосердный Господь, молившийся на Кресте за своих распинателей, кого-то Сам предавать еще и вечным мучениям? Что здесь можно сказать?

Во-первых, в такой постановке вопроса явно прослеживается горделивая переоценка собственной личности, которой мы все, в той или иной степени, страдаем, и которая заслоняет собой весь мир, а подчас мнимо представляет себя равнозначной Самому Творцу. Неслучайно Христос говорит о козлищах, которые в отличие от овец крайне строптивы.

Сама по себе наша личность измеряет себя как самоценность. Но это не так! Мы получаем жизнь и достигаем цели своего бытия в зависимости от степени приобщения к Создателю. В нас нет ничего, что было бы равно или больше Бога. Самые лучшие чувства, расположения мысли и дела лишь отражение всеобъемлющей любви Божией. И она одна должна остаться. Все остальное - уйти. Господь хочет приобщить нас к Своей жизни, но без греха.

Беда греха в том, что он повреждает нашу природу, делает ее больной. И как разные степени болезни позволяют надеется на исцеления или ампутацию, так и Страшный суд - это время последнего и окончательного диагноза. Его можно уподобить определению на доброкачественность или злокачественность "опухоли" греха, живущего в нас. Доброе наше естество в той или иной степени поражено грехом. На Страшном суде решается вопрос о последней возможности исцеляемости нашего поражения грехом естества.

Следовательно, когда хирург вырезает зловредную опухоль в организме человека, проявляет ли он любовь к нему? Очевидно, что так. Осуждение на Страшном суде - это отсеченность от источника жизни и всякого блага зараженных и согнивших членов. В царстве Бога не может быть ничего больного и гнилого.

Кроме того мы должны не забывать, что Господь действительно не перестает любить людей, даже тогда, когда они отворачиваются от Него. В этом земном мире любовь Божия не дает закону греха разрушить человека сразу. Любовь Божия удерживает это разрушение. Ведь грех есть беззаконие, которое рождает смерть. В этом мире любовь Бога выражается в том числе в порядке бытия, в гармонии, иерархии, последовательности и подчинении одного другим. Без этого порядка мы не могли бы даже дышать правильно, ходить, говорить, жить. Как только мы начинаем грешить (а грех это нарушение воли Божией), мы должны разрушиться, превратиться в ничто, или в первобытный хаос, как набор элементов, не способных к гармоничной организации Творца, но нет: мы существуем, живем, дышим ради того, чтобы измениться, переродиться, преобразиться. В этом проявляется любовь Творца к нам. Господь с самого начала грехопадения удерживает этот мир от распада, чтобы все, кто возможно, спаслись.

Любовь Божия достигает предела на Кресте, когда люди убивают своего Творца, а мир не изчезает в ответ, но он имеет время одуматься и измениться, хотя это время и не бесконечно.

Фактически Страшный суд - это определение состояния годности или не годности для любви Божией, которая не капризы исполняет, потакая греху, а, наконец-то, наполняет все во всем. 

Каждый из нас помимо личного измерения своей жизни неизбежно включен в историю спасения. Господь промышляет не только об одном человеке, но и о всех. Наши личные поступки вплетаются в Промысл Божий о мире. 

Когда Господь сказал, что Он лоза, а мы ветви, то имел ввиду приобщенность, единство и зависимость. Если какой-то член тела поврежден, то он в любом случае делает несовершенным другой, зависимый от него, повреждая или не пропуская во всей полноте любовь Божию.

Итак, нам никогда не понять Страшный суд, пока мы мыслим в категориях индивидуального спасения, независимого от состояний других людей

Бог смотрит на нас, как на тело, но состоящее из живых личностей, способных или нет, пропускать через себя Его любовь друг к другу. 

Не случайно, основным критерием Страшного суда сегодня представляется отношением к ближнему. Это как итог и выпускной экзамен всех молитв, постов, заповедей, участий в таинствах, жизни в Церкви, обществе, семье.

Это поясняют предваряющие притчи о мудрых и юродивых девах, и о рабах, которые должны отчитаться за свои таланты. Конечно, притчу о Страшном Суде следует рассматривать как итоговое развитие этих притч. Ведь светильники и таланты - это качества личности и добрые дела.

Неспособность к любви через общность в любви к Богу и ближним, вот самый страшный приговор на Страшном суде. Если даже через Христа мы не научились любить друг друга, то все остальное бесполезно!

Огонь и мука вечная становятся такими в виду отсутствия Источника всякого блага. Любовь Творца, которая содержала в земной жизни вместе грех и благо, там действует по-другому, потому что изменилось бытие твари. Она уже не удерживает, а отсекает и очищает. Все, что можно спасти - спасется. Остальное предается огню. Но почему он вечный и неугасимый?

Потому что Христос сказал: "огонь вечный" уготован "диаволу и ангелом его". Для людей предусмотрено "Царство, уготованное ...от создания мира". Люди сами становятся или ангелами диавола, или стремятся к праведности в Боге.

Итак, не всегда нам выбирать, братья и сестры, свободно, что хотим. Придут времена, когда это будет невозможно и за нас будет решать Создатель по праву, которое Ему принадлежит.

Если бы Господь скрыл слово о Страшном суде, то мы бы могли сомневаться в Его любви к нам, но Его любовь в том еще, что Он наперед нам открыл будущий Суд, как любящий Создатель, не желая, чтобы кто погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16).

На Страшном суде, когда закончится время управления нашей жизнью -"Бог будет всяческая во всех"(1Кор 15:28). Его воля останется единственной и определяющей для всех. Следовательно главной задачей нашей жизни видится познание воли Творца и принятие ее всеми силами нашей природы. Остальное Господь восполнит на Страшном суде.