Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя о блудном сыне Лк15:11-32. 04.02.2018. иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вто­рая под­го­то­ви­тель­ная неде­ля пе­ред Ве­ли­ким по­стом име­ну­ет­ся в Пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре «Неде­лей о блуд­ном сыне». Она по­лу­чи­ла это на­зва­ние от еван­гель­ской прит­чи, ко­то­рая чи­та­ет­ся за вос­крес­ной Ли­тур­ги­ей (Лк.15:11-32).

Млад­ший сын тре­бу­ет свою до­лю на­след­ства и ухо­дит из до­ма от­ца «в да­ле­кую стра­ну». Требование младшего сына прямо-таки бессердечно. Он, в сущности, сказал: «Дай мне теперь ту часть имения, которую я все равно получу, когда ты умрешь, и позволь мне уйти». Он фактически вычеркивает отца из своей жизни. В ответ мы видим шокирующую щедрость, духовную доброту, проявленную отцом. Никой бы отец в древности, в той культуре, в том окружении, в котором Христос рассказывает эту притчу, не пошёл бы на поводу у своего наглого и, по сути, безумного сына.    

Сын же взял свою долю имения и тотчас оставил отчий дом. Но он быстро истратил свои деньги, и кончил тем, что стал кормить свиней, то есть выполнял работу, которую иудей по закону не мог выполнять вовсе, так как закон проклинал всякого, кто пас свиней. Мало того, сам стал питаться тем, что ели свиньи: «и он рад был наполнить чрево свое рожкáми, которые ели свиньи». (Лк15:16).

И вот тут Христос всему грешному человечеству открывает важнейшую истину о нашем действительном состоянии, которая выражается словами: «Придя же в себя. . .». Пока человек живет без Бога, он еще не пришел в себя, еще не обрел своего истинного «я», а обретает его лишь тогда, когда вновь находит дорогу в свой дом, то есть Отчий Дом. Таким образом, Господь в этой притче показывает, что не существует абсолютной бесповоротной греховности человека. Человек до тех пор полностью не нашел себя, пока он не обретет Бога.

Итак, этот блудный сын решил вернуться домой и просить отца принять его назад, не как сына, а как раба, наемного слугу. Но вот блудный сын вернулся домой. И отец его даже не позволил ему заговорить о найме на работу, прервал его и взял дело в свои руки. Он велит принести лучшую одежду, то есть свою одежду, знак высшего почёта и уважения; Одежда символизирует здесь почет и уважение; одеть перстень на руку — знак передачи власти, потому что, если человек давал другому свое кольцо с печатью, он передавал ему права и полномочия, а обувь на ноги — символизирует, что ему доставлены все права сына, потому что дети семьи получали обувь, а слуги нет. И был устроен пир, чтобы все могли порадоваться возвращению блудного сына. И тут появляется третий герой притчи, старший брат, он не разделяет радости по случаю возвращения своего брата. 

Посмотрим, какие же истины заключены в этой притче.

1. Ее следовало бы назвать притчей не о блудном сыне, ибо он не является ее героем, а притчей о любящем Отце, потому что в ней больше говорится о любви отца, нежели о грехе сына.

2. Из нее мы узнаем многое о милосердии Божием. Отец терпеливо ожидал возвращения сына, потому что он увидел его когда тот был еще далеко. Когда же сын вернулся, отец простил его, ни в чем не упрекая.

Чудо любви Божией в том, что Он так же обращается с нами.

Но притча на этом не кончается. Появляется старший брат, глубоко огорченный фактом возвращения брата.

1. Его поведение показывает, что он рассматривал годы послушания как выполнение неумолимого долга, а не служения любимому отцу.

2. Его поведение указывает на полное отсутствие сочувствия. Для него блудный сын не «мой брат», а «твой сын».

3. У него были скверные мысли. Никто до него и не упоминал о блудницах; вне сомнения, он обвинял брата своего в грехах, о которых и сам втайне мечтал.

Не напоминает ли этот герой притчи людей, которые находятся в Церкви, читают правила, соблюдают каноны, причащаются, но делают всё это не от любви к Богу, а от ожидания наследства от Бога? Они совершают все это, стиснув зубы, и раздражаются каждый раз, когда видят, что милость Божия простирается на «грешниках», на человеке, который делает только первые шаги в храме. Будем, дорогие следить за своим духовным состоянием, и молить Господа, чтоб Он даровал нам духовную трезвость.  

Итак, в этой притче Бог открывается нам как бесконечно любящий Отец. Библейский Бог это не справедливый мздовоздаятель, мы возвращаемся к Нему из глубины своего падения не посредством восхождения по уходящей бесконечную высь лестнице самосовершенствования, нет, Сам Господь с нетерпением ждет нашего обращения, покаяния, разочарования в грехе. Когда нам опостылет наполнять свое чрево рожками, которое едят свиньи, когда мы взыскуем по истинной пище и истинному питию, когда мы только совершим первый шаг к Богу,  Он с радостью выйдет нам на встречу и посадит с Собой за Божественную Трапезу в Царствие Божием.

Аминь.