Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя о Закхее Лк19:1-10. 21.01.2018. иерей Артемий Якименко

 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию Евангельское чтение о Закхее. Надо сказать, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет постепенно вводить нас в тему покаяния, то есть раскрывать истинное назначение православного поста.

Итак, «Иисус вошел в Иерихон и проходил через него» (Лк19:1). Иерихон  - это был проклятый Богом город. Когда Иисус Навин вел войны при вхождении в землю обетованную, то чудесным образом стены этого города рухнули и как проклятое место он не предназначался для жизни. Но, со временем люди свыклись с этой мыслию и поселились в нём.

Христос проходит через этот город: «вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса» (Лк19:2-3). Мытари это были презренные коллаборационисты, которые перешли на сторону римских захватчиков и собирали подати со своих же соотечественников в пользу ненавистных оккупантов. Но Закхей не просто мытарь — он их начальник, следовательно, наиболее продвинулся на этом сомнительном и презрительном поприще. 

Но он искал видеть Иисуса, кто Он? Об Иисусе Христе тогда ходило очень много слухов. Одни говорили, что это Иоанн Креститель, который воскрес из мертвых, другие говорили кто-то из древних пророков, самые разные слухи ходили об Иисусе Христе. И Закхей, голова, которого была забита цифрами, озадачил себя вопросом, он ищет Иисуса, он хочет знать - кто Он, Иисус из Назарета? Сколько много людей, которые ни разу не задавали себе вопроса об Иисусе Христе - кто Он? Закхей задал себе этот вопрос «и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее» (Лк19:4).

 «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк19:5).

Какую бы радость испытал каждый из нас, услышав слова Сына Божия: «ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Но святая Церковь учит: когда за Литургией читается Божественное Евангелие, читает не архиерей, ни священник, ни диакон - это голос самого Христа. И если сегодня мы слышим эти слова: Мне надобно быть у тебя в доме, мы знаем, что это слова Христа обращены и к нам. Мы нуждаемся в том, чтобы Господь пришел прежде всего в сердце каждого из нас и поселился в нем.

Далее рассказывается, как поспешно Закхей слез со смоковницы, как принимает Христа в своем доме. В этот дом никто не приходил из нормальных людей. Это был неприличный дом. Но жители Иерихона забыли, что жить в Иерихоне тоже неприлично.

Христос, проходящий через Иерихон, Христос, идущий в дом Закхея, это Христос, о Котором апостол Павел пишет в Послании к римлянам: «Христос <…> умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». (Рим5:6-8).

Христос пришел в это мир, чтобы взять на себя проклятия нашего греха, наши беззакония, чтобы освятить наш внутренний мир, сойти в ад наших душ и облистать их сияниям Божества.

Закхей обещает полностью перемениться: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19 8:10).

Слово погибший в Новом Завете не имеет значения проклятый или осужденный. Оно просто означает не на должном месте. Вещь потеряна, если она пропала со своего места и находится на другом, не на своем месте. И она обретается, если мы находим эту вещь и возвращаем на её надлежащее место. Поэтому никогда не следует ставить печать ни на себя, ни на какого либо человека: «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:32). У Христа есть место для каждого из нас, главное чтоб в моём сердце нашлось место для Господа.

Аминь.