Проповеди

Проповеди

« Назад

Седмица 3-я Великого поста, суббота (Мк 2:14-17). Иерей Константин Мальцев

 

14 Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.

15 И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.

16 Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

17 Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии говорится о том, как много мытарей и грешников следовало за Христом в покаянии. Но мы то знаем, как трудно призывать мытарей и грешников к покаянию! Даже великие пророки Ветхого Завета жаловались на то, что их пророчества не слушают (Иер 19:15), или слушают, но, исключительно, как побасенки, как  интересные и несбыточные фантазии, как необязательные речения (Иез 20:49). Почему? Потому что пророки не обладали божественной силой исцеления от телесных недугов. Они могли прозревать грядущии судьбы мира, но не могли исцелять от болезней. Были, конечно, случаи, когда по молитвам пророка получал исцеления грешник (4Цар 5:1-14), но такие случаи были скорее исключением, чем правилом.

Не так было в служении Господа нашего Иисуса Христа. Как свидетельствуют евангелисты, от Спасителя "...исходила сила и исцеляла всех" (Лк 6:19). В этом главная причина почему мытари и грешники в таком множестве следовали за Христом. Люди, живущие в грубых грехах хищничества и разврата, как правило, бесчувственны к проповеди покаяния, их совесть заглушена этими страстями. Только телесные недуги могут заставить их задуматься о правде Божией, и способны как-то пробудить в них интерес к духовным ценностям. Потому Господь, наряду с проповедью и чудесами, так много совершает исцелений от болезней.

Затем уже, после чудесных исцелений, Господь призывает этих людей к покаянию, как видно в случае с исцелением расслабленного: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего похуже"(Ин 5:14), - говорит такому человеку Спаситель. Само чудо исцеления зарождает в человеке страх Божий, который, как известно, начало изменения жизни, ведущей ко спасению (Пс 110:10; Притч 1:7). 

Но еще труднее призывать к покаянию, так называемых, праведников, которые возомнили себя таковыми. Более того, Сам Господь говорит, что это почти бесполезно: "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Грешник, считающий себя праведником - это самый сложный диагноз.

Праведность от закона не приводит к покаянию, но покаяние приводит к праведности. Покаяние первично по отношению к праведности. Праведность без покаяния - это всегда надменность и лицемерие, потому что такой праведник праведен в своих очах, но не праведен от праведности Божией. Покаяние сокрушает гордыню, а вместе с ней и мнимую праведность. Истинно кающийся видит свою худость, и это только увеличивает контраст со святостью Божией. Главное же в том, что в человеке не зародится любовь Божия, если он не покается. А без любви, по слову апостола, мы - ничто (1Кор 13:1-3).

Конечно, мы не пророки, и не апостолы: чудес и исцелений, как правило, не творим. Однако вполне можем свидетельствовать действенность Слова Божия своей жизнью и советами. Евангельские принципы непреложны для всякого, хотя и требуют некоторого времени на их осмысление. Тем важнее нам быть хорошими слушателями и исполнителями Слова Божия, конечно, без мнимой праведности.

Понять книжников и фарисеев, в какой-то степени, можно; ведь общаться с неверующими и нераскаянными грешниками, как правило, не хочется; душа желает духовной пищи у лучших для себя наставников, но мысль о том, что и мы, когда-то были такими же нераскаянными грешниками должна побуждать нас свидетельствовать истину всем и каждому. 

"Люби грешника и ненавидь грех" - эта святоотеческая формула хороша, если человек может отделить грех в себе самом через покаяние от образа Божия, живущего в каждом. Только в этом случае, общаясь с нераскаянными и неверующими людьми, мы не будем мимикрировать, или потакать греху,  или бояться оскверниться, но сможем явить любовь Христову, как она есть.

Спаситель сегодня сказал: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные", - это значит, что когда мы осознаем свою нужду в Нем через покаяние, и будем жить в чистоте, кротости и "простоте сердца"(Еф 6;5; Деян 2:46), конечно, без превозношения, как "книжники и фарисеи", тогда сможем и другим помочь.

Об этом и будем заботиться непрестанно, братья и сестры, умудряясь Словом Господним и укрепляя благодатью сердца (Евр 13:9).