Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 4-я Великого поста.  Мк. IX:17-31 . 18.03.2018. иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангельское зачало об исцелении бесноватого отрока. Евангелист Марк постоянно подчеркивает, что с пришествием Христа в мир, нарушенный с грехопадением порядок вещей, начинает меняться, мир начинает преображаться. Уже в первой главе возвещается приближение Царствия Божия: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1:15). В Царстве Божием нет места человеческому страданию и горю, потому Христос проповедует не только словом, но и самим действом, его проповедь сопровождается многочисленными чудесами исцелениями. Чудеса происходят легко и непринуждённо, достаточно только прикоснуться к краю ризы, к краю одежды Христа, чтоб тут же получить исцеление от многолетней болезни.

Начиная со второй половины Евангелия от Марка с 8 главы, Христос начинает открывать Своим ученикам истинный смысл Своего Мессианства, Своего прихода в мир: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мк8:32).

Теперь чтобы получить чудо, чтобы чудо произошло в твоей жизни, необходимо приложить определенные усилия. На просьбу отца ребёнка об исцелении Иисус сказал ему: «всё возможно верующему» (Мк 9:23). То есть, чудо является ответом на подвиг веры.

Это чудо совершается после чудесного Преображения на горе Фавор, ученики хотят остаться в Свете Преображения: «Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи» (Мк 9:5), но Христос ведёт их вниз с горы в гущу человеческого страдания, человеческой скорби и боли.  Только Господь спускается со Своими Апостолами с горы, и уже у подножия их ждёт искажённость, извращённость, божественного творения – страдающий ребёнок, мальчик одержимый нечистым духом. Не взрослый человек, в силу своего порока и греха доведший себя до столь плачевного состояния, а невинная детская душа.  Вся униженность человека, все бесстыдство зла явились на эту встречу близ Фавора.

Итак, спустившись с горы, Иисус застал щепетильную ситуацию. Один отец привел своего сына, одержимого немым духом, к ученикам, но ученики не могли ничего сделать, и этим воспользовались книжники. «Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними» (Мк 9:14). Беспомощность учеников дала им отменную возможность принизить не только их, но и их Господа.

Отец мальчика обращается ко Христу: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли» (Мк 9:17-18). «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? » (Мк 9:19). К кому обращены эти слова? Только ли к апостолам? Нет, ко всему иудейскому народу, в том числе и к отцу одержимого ребёнка за их неверие и потребительское к Нему отношение. Очень часто и мы мало чем отличаемся от иудеев в этом плане, не также ли мы потребительски относимся к Богу?

Отцу мальчика Иисус поставил условие, при котором чудо может свершиться «Для того, кто верит — все возможно». Подвиг веры – вот главное условие чуда.

Оставшись с Ним наедине, ученики спросили Его о Причине их неудачи. Они, конечно, помнили, как Иисус посылал их проповедовать, исцелять и изгонять бесов (Мар. 3, 14.15). Почему же они теперь потерпели такую примечательную неудачу? Иисус ответил просто, что такое исцеление требует молитв. Он дал им силу и власть, но, чтобы сохранить ее, нужно было молиться. И в этом важный урок для нас. Может быть Бог дал нам какой-то дар, но если мы не будем близко общаться с Ним, талант поблекнет и погибнет. Ученики получили свою силу и власть непосредственно от Иисуса, но они не питали ее молитвой и сила исчезла. Апостолы ока­зались одер­жимыми тем же ду­хом немо­ты и глу­хо­ты, и по­то­му, не су­мели про­из­не­сти сло­ва, ко­то­рые мог­ли бы свя­зать бе­сов­скую зло­бу. Оглу­шён­ные со­бой, уче­ни­ки не услы­ша­ли то, что ска­зал Гос­подь скор­бя­ще­му ро­ди­те­лю: «Ес­ли сколь­ко-ни­будь мо­жешь ве­ро­вать, всё воз­мож­но ве­ру­ю­ще­му» (Мк.9:23). Они про­пу­сти­ли ми­мо ушей  от­вет несчаст­но­го от­ца, от­вет-мо­лит­ву: «Ве­рую, Гос­по­ди! По­мо­ги мо­е­му неве­рию» (Мк.9:24). Они, бли­жай­шие уче­ни­ки Хри­сто­вы, в сво­ей без­упреч­ной ве­ре не со­мне­ва­лись, а по­то­му и по­тер­пе­ли по­ра­же­ние в схват­ке с бе­сом. Ве­ру­ю­ще­му не в Бо­га, а в се­бя, всё ка­жет­ся, что долж­но иметь­ся в на­ли­чии некое «вол­шеб­ное сло­во», зная ко­то­рое враз об­ра­тишь неве­ру­ю­ще­го ате­и­ста, и схо­ду из­го­нишь лю­бо­го бе­са. Вот по­че­му, от­ве­чая на во­прос о спо­со­бе по­мо­щи ближ­не­му, Гос­подь на­по­ми­на­ет Сво­им уче­ни­кам о по­сте и мо­лит­ве.

И пост, и мо­лит­ва – все­го лишь спо­со­бы от­ка­за от са­мо­го се­бя. Воз­дер­жа­ние от пи­щи те­ря­ет смысл, ес­ли по­стя­щий­ся по-преж­не­му, как и до пост­но­го пе­ри­о­да, глух к стра­да­ни­ям ближ­не­го и нем, ко­гда страж­ду­щий ждёт от него уте­ше­ния и со­чув­ствия. Мо­лит­ва – это ведь то­же от­каз от соб­ствен­ных прав, в молитве мы делегируем свои права Богу, она сопрягается с подвигом веры, и это является необходимым условиям чуда.

Смысл этого рассказа, в том что верующему действительно всё возможно

«Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.» Почему Иисус не хотел чтоб кто узнал? Почему Иисус таится?

«Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк9:30-31) - говорит евангелист. Смысл прихода Христа в мир был не в эффектных чудотворения и даже не в решении насущных человеческих житейских проблем, для этого существуют общественные институты и их задачей является улучшение жизни людей. Христос пришёл в мир, чтоб пройдя крестным путём искупить человека от греха, проклятия и смерти и ввести нас в Славу Своего Воскресения.

Аминь.