Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 5-я Великого поста (Мк 10:32-45). Иерей Константин Мальцев

 

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; 44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий пост - это, помимо всего прочего, время сопровождения христианами Своего Божественного Учителя и Искупителя на страдания в Иерусалим. Путь Славы Господа - это путь добровольных, знаемых Им заранее, Крестных страстей, и идущего на заклание Мессии за грехи людей. 

Сегодня, в 5-ю неделю Великого Поста Церковь предлагает нам соответствующее евангельское чтение. 

Евангелист Марк повествует о том, как на пути в Иерусалим Спаситель стремится к Голгофе в полном одиночестве. Позади остаются апостолы и народ, влекомые за Ним как бы некой невидимой силой любви и уважения к Учителю, но при этом ужасающихся, пребывающих в страхе и недоумевающих: для чего Учитель добровольно повергает Себя и их такой смертельной опасности? И как бы в ответ на эти мрачные мысли Господь подзывает их к Себе и говорит о Своих предстоящих унизительных и позорных страданиях, как о необходимой  жертве, без которой невозможно спасение людей. Он необходимо должен умереть, чтобы воскреснуть.

В этой ситуации странно слышать просьбу братьев Зеведеевых, Иакова и Иоанна, которые просят о будущих местах славы справа и слева от Господа, когда Он будет прославлен. В этих словах открывается с одной стороны преданность и любовь к Учителю, а с другой, страх и непонимание, как миссии Христа, так и будущей миссии самих апостолов. 

Апостолы думали, что слова о страданиях - это лишь предположения, которые не сбудутся, так как Христос не допустит, конечно, никаких страданий. Он, как Чудотворец и Провидец разрушит, конечно, все планы противников, но им все-равно страшно и за себя тоже.

Братья Зеведеевы, которые особо горячо любили Господа, ожидали Его  воцарения в Иерусалиме в виде земного Властителя. Они беспокоятся о том, чтобы не оказаться где-нибудь на задворках Его будущего Царства, но хотят уже сейчас заручиться от Христа обещанием быть всегда рядом с Ним, в Его свите.

Господь не упрекает их за это желание, потому что оно было делом любви, но исправляет их представления о будущей непреходящей и настоящей славе, и о способе достижения этой славы, как подвига крестного самоотвержения, смиренного и мужественного служения другим. 

Сесть во славе со Христом можно, но только не по простому знакомству с Ним, а через подвиг самоотвержения ради служения друг другу.  Чем больше подвиг, тем ближе к Его славе. 

Жизнь, как служение - вот главное условие соучастия в будущей славе Христа. 

Казалось бы простой закон, но как сложно исполнить!

Нам бы хотелось славы просто за то, что мы есть. Эгоизм и самоугождение, славолюбие и властолюбие, живущие в нас противоположны жертвенным расположениям Христа. Более того, человеку не под силу победить свой эгоизм. Только Крест, как самоотвержение и служение может переплавить его, поэтому Господь кротко увещевает учеников о необходимости Креста и подвига для всех: "... чашу будете пить..., и крещением будете креститься", а по мере того, как будете проходить эти испытания, будете приближаться к Моей славе. Это и означают слова: "... кому уготовано".

Далее, одной фразой Христос освобождает учеников и нас от ненужной мирской жажды внешней власти и славы: "... вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих".

Если в мире люди достигают знаний, власти и богатства для того, чтобы получать за это дивиденды в служении других, то в Церкви Христовой не должно быть так: но, кто больше имеет, тот и больше и отдает, его положение, так сказать, более обязывает к служению другим. В Церкви Христово все служат друг другу, каждый на своем месте.

Не будем забывать об этом, братья и сестры, и не станем опять порабощать себя вещественным началам мира, постыдному властолюбию и славолюбию, но облечемся в смиренномудрие, братолюбие  и служение Церкви и друг другу, чтобы всегда быть ближе ко Господу нашему Иисусу Христу, и в сем веке, и в будущем.