Проповеди

Проповеди

« Назад

Седмица 4-я по Пасхе, суббота (Ин 8:31-42).

 

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение ярко иллюстрирует всю сложность и даже неразрешимость вопросов, связанных  с Боговоплощением Спасителя. Даже нам, живущим более чем через 2000 лет после Рождества Христова христианам, не уложить в сознании всей мозаики величественного Божественного замысла о нашем спасении. Тем более тогда.

Именно поэтому, во многих местах Евангелия от Иоанна Господь наш Иисус Христос продолжительно полемизирует, убеждает, аргументирует и свидетельствует о Своем Богочеловечестве, однако, всякий раз, наталкивается, в лучшем случае, на непонимание, но, как правило, на враждебность окружающих Его соотечественников, казалось бы, сильно ожидавших прихода Мессии. И это происходит с "уверовавшими в Него Иудеями"! Что же говорить об остальных? Поэтому евангелист, премудро, при содействии Святого Духа, поясняет нам суть дела.

А дело в том, что любой живущий на земле человек имеет свою философию жизни, свое мировоззрение, сформированные воспитанием, обучением, средой и опытом жизни. Но в любой философии есть до конца неразрешимые "проклятые" вопросы: о неотвратимости болезней, страданий и смерти вопреки желаний человека, о ее противоестественности для самосознания, о противоборствующих силах человеческой природы: разума, воли и чувств, о совместимости в  человеке высокого, чистого и прекрасного с низким, подлым и безобразным, об ограниченности человеческого тела и беспредельности человеческого духа, о многих других вопросах, которые угнетают человека и воздействуют на его личность даже на уровне подсознания.

Так, для всякого честного и трезвомыслящего очевидно, как зыбко всякое знание и уверенность человеческая, как счастье ускользает от него чуть коснувшись... 

Всякому приходится выбирать из двух вариантов отношений к этим вопросам: первый - не думать об этом, забыть, "...есть и пить, ибо завтра умрем" (Ис 22:13); второй - искать истину, верить, терпеть и ждать ответа наперекор всему.

И вот пришел в мир Богочеловек, который открыл истинную причину плачевного состояния людей.  Причина в том, что человек "...есть раб греха". Ни о какой истинной свободе и  счастье не может идти речи пока люди больны, повреждены и ослеплены грехом. Все их надежды будут призрачны, а счастье обманчиво. Даже если они будут стремиться жить по правде, грех окажется сильнее и победит.

Но особенно, сила греха открывается в том, что люди не хотят принимать Истину. Они уверены в своей свободе, здоровье и справедливости. Они оправдывают свои грехи, потому что у каждого есть свой личный адвокат - собственное греховное "я", которое опьяняет и обольщает человека. 

Итак, беда в том, что больной даже не хочет знать, что он больной, и в этом первое препятствие для исцеления. 

Но, более того, больной не любит врача, и не хочет лечиться. 

Понять истину о том, что человек "есть раб греха", еще не означает исцеления, хотя и открывает двери к освобождению. Освободить и исцелить может только Тот, Кто сильнее греха. Поэтому Спаситель говорит сегодня: "...если Сын освободит вас, то истинно свободны будете". Однако вместо радости и благодарности люди замышляют убить Спасителя, умножая свой грех. Такова реальность, как тогда, так и сейчас.

Изумимся же Милосердию и Долготерпению Господа!

Те, кто уверовал, будем прославлять Богочеловека Иисуса Христа,  Призывающего и Спасающего, Врача и Пастыря, Пророка, Царя и Первосвященника, Нового Адама и Единородного Сына, Божественного Агнца и Смиренного Судию, со Безначальным Его Отцом и Животворящим Духом во веки веков.