Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов 1-го Вселенского собора (Ин 17:1-13). Иерей Константин Мальцев.

 

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, 2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Сегодня день седьмого воскресенья по Пасхе, посвященный памяти святых отцов 1-го Вселенского собора, в который читается часть первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа Своему Небесному Отцу.

Эта особая молитва пророчества, утверждения и утешения. Пророчества, потому что в ней прозреваются будущие судьбы Церкви; утверждения, так как о силе ходатайства Спасителя можно судить по последствиям, и о Его помощи; утешения, как осознания благоволения Творца к своему заблудшему творению. 

В самом деле, из содержания этой молитвы открывается, что Христос прославляется на земле через людей, но не через всех, а тех, которые всегда были Божьими: "Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них". Как же все-таки понимать, что Христос прославился в них?

С одной стороны, настоящее имя Божие открылось нам через Иисуса Христа: "Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое".  И это имя открылось после того, как "... уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня". 

Но дело в том, что именно евангелисты, как писатели, открыли нам имя Божие - Любовь (1 Ин 4:16), и истинную богочеловеческую природу Иисуса Христа. Именно через апостолов возвестилась слава Божия по всему миру. Поэтому Господь об этом говорит в молитве, предвидя будущую миссию апостолов и их приемников святых отцов. Ведь Сам Спаситель ничего не писал, но Он молится за своих учеников, и сегодня мы видим силу этой молитвы.

Безусловно, что эта молитва была как бы всегда начертана перед духовным взором святых отцов первого Вселенского собора, который должен был заложить основы истинной веры, установить непреложный Символ Веры, "... чтобы (и все верующие) были едино...", в подобии единства Отца и Сына. И они воплотили эту молитву в постановлениях Священного собора.

Единство же заключается в правоверии и служении, как свидетельствует Спаситель в Своем молитве Отцу: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить". Поэтому свою веру святые отцы осознавали как дар, и как поручение от Христа, которое нужно исполнить.

 Поэтому они оставляли свои намоленные кельи и отшельнические места, чтобы исполнить это дело, да прославится Отец в Сыне, и Сын в них, ... и чтобы никто не погиб..., и чтобы имели в себе (другие) радость совершенную.

Конечно, имея перед глазами такое поручение, как они могли солгать Духу Святому, хотя бы на йоту, даже если весь мир был против них. Любые гонения за чистоту веры почитались ими за ничто, а компромиссы были невозможны. Исказить чистоту веры значило исказить славу Божию, не исполнить порученного Христом, отказаться от совершенной радости, более того, отпасть и стать сыном погибели.

Мы благодарны им безмерно и невыразимо за их труды, и за то, что вошли в их труды не трудившись, как должны быть благодарны дети своим заслуженным родителям. По слову апостола: "Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии" (1Кор 4:10).

Вместе с Церковью, братья и сестры, нам надлежит прославлять святых отцов хранением истинной веры, исполнением заповеданного нам,  и передачей другим спасительного пути к жизни вечной!