Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 5-я по Пятидесятнице (Мф 8:28-9:1). Иерей Константин Мальцев

 

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

ГЛАВА 9.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь переправился в Гергесинскую страну для того, чтобы исцелить двух бесноватых, и чтобы мы познали свирепость и безжалостность бесов. Что говорить, если даже сегодня, после двухтысячелетней евангелизации и христианизации человечества, этих злых духов воспринимают часто как абстракцию, как небылицы или как фигуры речи. Но вот сегодняшнее евангельское повествование о месте и обстоятельствах, связанных с ними событий, не оставляет сомнений в наличии этих персонифицированных злых существ, которые имеют способности входить в души Божиих творений, не только человека, но и животных.

Как они вошли в этих двух несчастных -  мы не знаем, но зато узнаем, что даже в свиней бесы не могут войти без разрешения Господа.

Воли Божией нет, конечно, чтобы эти лютые духи входили в людей или зверей, но Господь попускает иногда такую тиранию по грехам людей, беспечности, безбожию и другим; или по особому Промыслу, чтобы люди познали их коварные намерения.

Бесы - это отверженные духи, но и они рабы, только проклятые и злющие. Кто не хочет служить Богу, тот вынужден служить им.

У людей за много тысячелетий, после потери рая, все перемешалось. Творцу стали приписывать последствия от действий злых духов, а злым духам воздавать почести, приличествующие только Создателю. 

Святое Евангелие все расставляет по своим местам: "Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас" - вопят злые духи, открывая нам и свою судьбу, и свое бессилие перед Спасителем.

Впрочем их намерение открывается дальше, когда присутствие их в неразумных и ненасытных свиньях резонирует до крайнего безумства и самоистребления. Да познаем мы их злобу и опасность невоздержания!

Но вот дальше, удивительно. Спаситель ведь ясно показывает беззащитность людей перед этими злыми существами, как бы иллюстрируя всякому, что может произойти, если Бог попустит их намерениям. Однако гергесинцы, напротив, просят Его удалиться от границ их страны.

Конечно, они не понимали до конца, Кто находился перед ними. Может быть они тоже думали, что "Он изгоняет бесов ... силой веельзевула, князя бесовского" (Мф 12:24). Пусть сейчас скажут некоторые после прочитанного, что нам не нужно знать святые догматы:  о природе Богочеловека, о Триедином Боге, о Церкви, о Воскресении, о Царствии Небесном и др. Человек не укорененный в Священном Предании легко может спутать "Божий дар с яичницей", да и жить, как говорят в народе,"с грехом пополам", в суевериях и бесовских страхованиях.

Господь удаляется от них молча, потому что они были не способны Его принять. Были не готовы верить в Него, воспринимая как Мессию и Спасителя.

И сегодня часто то же, что и тогда. Когда Господь посещает нас, то Он нарушает наш мнимый покой и разрушает мир навязанных иллюзий. Своим посещением Бог, как Святой и Премудрый Творец, отделяет ложь от истины, свет от тьмы, благодать от бесовских сил; иногда это бывает не приятно и не прибыльно, подразумевает труды и перемены, поэтому не всегда приемлемо для нас. Часто мы просто не готовы принять истину. Не говорим ли мы тогда своим бездействием или молчанием Ему: отойди от наших жизненных пределов? И Господь уходит, оставляя нас наедине со своими страстями и злыми духами до тех пор, пока кто-то не опомнится и, придя в себя, не покается, чтобы возвратиться к своему Создателю (см. Лк 15:11-32). 

Не будем медлить, братья и сестры, уподобляясь неразумным свинолюбивым гергесинцам, но поспешим с призванием в молитве к нашего Спасителю, пока еще есть возможность слышать Его спасительное евангельское Слово. Кто знает, что будет завтра? Не будет ли слишком поздно вернуться к Богу и Спасителю нашему, Ему же слава, во веки!