Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 7 по Пятидесятнице, Мф 9:27-35. Иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос проповедует Евангелие Царствия и сопровождает Свою проповедь многочисленными чудесами. Сегодня мы с Вами слышали, как Господь исцелил двух слепых людей. Необходимым условием совершения чуда стала вера.

Эти двое слепых обратились ко Христу как к Сыну Давидову. Титул Сын Давидов характеризовал Иисуса Христа как Мессию, как представляла себе Мессию широкая иудейская масса. В течение многих веков иудеи ждали обетованного освободителя из рода Давидова, вождя и руководителя, который не только вернет им свободу, но который поведет их к силе, власти, славе и величию. Вот так эти слепые и представляли себе Иисуса; они видели в Нем чудотворца, Который поведет народ к свободе и к победе. Они пришли к Иисусу с совершенно неправильным представлением о том, Кто Он такой; и все же Он исцелил их. Обращение Христа с ними показывает нам многое.

Христос не стал сразу отвечать на их крики: Он хотел убедиться в их искренности и в серьезности их желания того, что Он мог дать им. Ведь, в конечном счете, у нищих тоже были свои преимущества: человек был совершенно свободен от всех обязательств работать и зарабатывать на жизнь. В нетрудоспособности тоже есть свои преимущества. Есть люди, которые действительно не хотят, чтобы были разбиты их цепи. Немало людей в глубине своего сердца вовсе не ненавидят свою слабость. Если быть честными, то многие, ведь и из нас что не хотят до конца расставаться со своими грехами. Иисус должен был сперва убедиться в том, что эти люди искренно и серьезно желали того исцеления, которое Он мог им дать.

Интересно отметить, что Иисус побудил этих людей искать с Ним встречи наедине. «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему» (Мф 9:28). Им пришлось прийти к Нему в дом, потому что Он не ответил им на улице. Таков уж закон духовной жизни, что раньше или позже человек должен встретиться со Христом наедине, в глубине своего сердца.

Господь задал этим людям только один вопрос: «Веруете ли, что Я могу сделать это?» Для чуда необходима вера. «И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мф 9:28).

Замечательный момент, Христос не просто совершает чудо, как для многих других, а говорит «по вере вашей да будет вам». То есть, в соответствии с вашим искренним внутренним состоянием, верите ли вы Мне? Верите ли вы в Меня? Так чудо для вас и будет. Когда многие люди говорят, что чудеса в их жизни не совершаются, можно сказать им: по вере вашей да будет вам! То есть, многие не верят Христу, не верят Церкви, не верят в Бога, может теоретически и допускают, что «может что-то там такое есть», но в их жизни это никак не отражается, верить это означает жизнь строить по своей вере. При этом люди требуют чудес: какой иконе помолиться, куда свечку поставить, чтоб всё было. Но работать над собой, нравственно меняться, идти к Богу не хотят. Люди не верят в Бога, по крайней мере, на практическом уровне, потому что вера это не просто формальное умозаключение, вера это не  про согласие с тем, что да, есть, наверное, какая-то первопричина бытия. Для верующего человека значим Господь в его жизни, для верующего человека Христос и Его ценности имеют огромное значение, поэтому, если ты действительно веришь, ты  жизнь свою будешь строить соответственно. Поэтому, по вере твоей и чудеса в твоей жизни будут совершаться. Вот здесь Христос даёт алгоритм совершения чуда. Порой Господь даже несмотря на неверие людей совершает чудо, но здесь:  «по вере вашей да будет вам».

«И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф 9:30). Почему Господь иногда запрещает, говорить о Его чудесах? Потому что Христос не хочет, чтоб Его воспринимали только как чудотворца, только как того кто может решить жизненные проблемы людей.

Люди часто приносят в храм крестить своих детей с такой мотивацией: чтоб не болел, хорошо спал, имел ангела хранителя. Подобное потребительское восприятие религии очень распространенно, даже среди прихожан наших храмов. Если Бога, если Христа мы воспринимаем только как источник защиты, покровительства, решения наших проблем, то в конечном итоге, ведь можно обратиться и к более действенному источнику, не требующему от нас нравственных изменений. Поэтому Христос не хочет, чтоб люди Его воспринимали только как чудотворца, Он хочет, чтоб люди воспринимали Его целиком, Его Благую Весть, Его Евангелие, которое может полностью преобразить жизнь человека.

Помните евангельский сюжет, когда Христос после Своего славного Пребражения спустился с горы, и Его встретил человек, у которого был сын одержимый бесом, повергавшим его то, в огонь, то в воду. Отец ребенка попросил Христа исцелить его, так как ученики не могли исцелить его.

«Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф 17:17). К кому обращены были эти слова? К ученикам ли? За то, что они не могли исцелить? Ученики и так всё оставили и пошли за Христом. Эти слова обращены к отцу мальчика. Отец этого несчастного ребёнка преодолел расстояния, трудности на пути ко Христу, но не для того чтоб послушать Христа, чтоб что-то понять, изменить что-то в своей жизни, а для того чтоб что-то получить. Он обращается сначала к ученикам: помогите! Потом ко Христу с претензией: Твои ученики не могли исцелить, помоги Ты!

Вот так, к сожалению, очень часто бывает в нашей духовной жизни, мы ищем ни Христа, ни как Ему послужить, а как то чтоб Он нам послужил.

Давайте, дорогие будем стараться в духовной жизни искать именно Христа, будем стараться жить по Вере, и тогда по вере нашей да будет нам!

Аминь!