Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 8-я по Пятидесятнице (Мф 14:14-22). Иерей Константин Мальцев

 

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Благая весть открывается нам не только в великих событиях домостроительства нашего спасения: Боговоплощении, Крестной Жертве, Воскресении Господа Иисуса Христа, но и в таких простых выражениях евангелистов как, например, сегодня: "...Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их". 

Люди пришли к Нему в не подходящее по мирским понятиям время, когда Он хотел побыть один, после трагической смерти своего друга Иоанна Крестителя. Но, как поется в одной песне: "В гости к Богу не бывает опозданий", а сегодня, мы видим, что не бывает и поспешных визитов, потому что Он безгранично милосерд и человеколюбив. Спаситель оставляет свое уединение по причине сострадания к этим толпам страждущих людей.

Глагол "сжалился" характеризует чувство, которое даже в обычном человеке вызывает, как минимум, симпатию у большинства людей. Но, когда такое чувство приписывается Божественной Личности, то, каким нужно быть бесчувственным, чтобы не возрадоваться и не утешиться. Ведь это значит, что такие божественные качества в человеке, как сострадание и милосердие, стоят наряду с разумностью, духовностью и другими, а то и превышают их. Как важно было для человечества, погрязшего в войнах, жестокости и мести, получить божественное право - быть милосердным.

Но еще неизмеримо важнее осознавать, что Творец смотрит на нас и на нашу жизнь через призму этого прекрасного чувства - сострадания. Какое утешение в надежде! Какая радость в скорбях!

Господу нас жалко по причине великой любви к нам. Мы ведь тоже призваны любить, жалеть и прощать всех людей, но все же мы не можем любить одинаково: своих близких мы любим больше. А у Бога все люди, в разной степени, заблудшие и больные дети, которых хочется исцелить, и которым хочется помочь. Но это возможно только тогда, когда они обращаются и приходят к Нему. Вот как сегодня в Евангелии: они искали и пришли к Нему, и Он "исцелил больных их".

Однако Христос совершает многое через людей, чтобы люди учились служить друг другу. Когда ученики приступили к Спасителю со словами: "...место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи", то "Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть". Как? " У нас здесь только пять хлебов и две рыбы"! Ученики восклицают в искреннем недоумении, а затем совершается знаменитое чудо умножения хлебов. 

Разве не об этом же просил Его диавол, когда искушал в пустыне: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Мф 4:3). Христос тогда не сотворил чуда, во-первых, чтобы не участвовать в лукавом замысле сатаны, а, во-вторых, чтобы показать приоритет духовной пищи над вещественной, сказав: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф 4:4).

Теперь же, когда народ насытился словом Божиим, Христос не из камней, а из ничего творит хлебы, впрочем, ограничивая чудо молитвой к Отцу, преломлением через учеников и самим родом пищи, чтобы не было греха чревоугодия от многочисленности яств. 

Конечно, Спаситель так поступает, заботясь о будущем служении Своих учеников, и подавая им пример такого служения в меру дарований каждого: исцеление недужных, насыщение голодных и всегда молитва благодарения.

Даже если "место пустынное" то есть бездуховное, как светская городская среда, например, или заблудшая душа, а "время уже позднее", то есть упущенное, как у закоренелых грешников, все равно: "...вы дайте им есть" - говорит Господь, то есть окажите им милосердие, не упускайте даже последней возможности открыть Мою врачующую любовь. Поэтому христиане призваны за каждую душу бороться и молиться до последнего. Поэтому Церковь молится за живых и усопших до скончания века.

Поэтому, непрестанно сегодня умножается Святой Хлеб - Тело Христово по всему миру, раздаваемый через руки священнослужителей всем. Хлеб, который насыщает нас и никогда не заканчивается, но, с преизбытком, причащает и освящает.

Помолимся и мы, братья и сестры, о таком Хлебе Самому Иисусу Христу Господу нашему, чтобы Он сжалился над нами, исцелил и напитал Своими Пречистыми Тайнами во оставление грехов и жизнь вечную.