Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 9 по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. 29.07.2018. иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С Днём Воскресным, дорогие братия и сестры, с памятью святых отцов шести Вселенских Соборов! Святая Церковь при­зна­ет семь Вселенских Со­бо­ров, а ли­тур­ги­че­ское празд­но­ва­ние свя­тым от­цам ше­сти Собо­ров объ­яс­ня­ет­ся тем, что седь­мой Все­лен­ский Со­бор был при­знан таковым на По­мест­ном Со­бо­ре в городе Константинополе (879-880 гг), то­гда как каж­дый из ше­сти был утвер­жден Все­лен­ским на сле­ду­ю­щем за ним.

Евангельские слова, которые мы только что слышали: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3) и «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое». (Ин 17:6). Эти слова Господь говорит о Своих учениках, в том числе и о дальнейших Своих последователях, которые «сохранили слово Его», в том числе о тех отцах, память которых мы сегодня совершаем.

Первое тысячелетие жизни Церкви было отмечено острой богословской дискуссией, напряжённой догматической деятельностью. Её целью не было отвлечённое умствование отцов Церкви, или как некоторые историки полагают, что эта богословская работа явилась следствием влияния на Церковь греческого мира со свойственным ему философским складом. Как раз наоборот, богословская работа в жизни Церкви в I-м тысячелетии, выразившаяся в догматических постановлениях была как раз ответом на вызов христианской вере со стороны античного языческого мира.

Краеугольным камнем христианской веры является истина Боговоплощения, что Иисус Христос есть Воплотившийся Бог, Тот Бог, Который извечно существовал, Который сотворил Небо и Землю, в Которого веками верили иудеи, и Который в определенный момент человеческой истории стал Человеком. В основные постулаты своей веры: Боговоплощение, Страдания Христа и Воскресение, Церковь поверила раньше, чем стала думать о них, чем стала свою веру формулировать. Пока границы Церкви были строго определены реалиями внешнего враждебного языческого мира, не было острой необходимости ясно и чётко формулировать христианам свою веру. Они просто жили и радовались упованием Евангельского Благовестия. Но в IV веке, когда вся Греко-Римская империя облачилась в церковные ризы, когда практически все жители империи формально становились христианами, но при этом большинство всё еще оставалось с языческим сознанием, так как были воспитаны в античной культуре, перед христианскими авторами встала трудная, но необходимая задача: сохранить и передать истину Евангельского Христа, апостольского опыта Христа без искажений и во всей полноте.

В современном обществе вероучительный аспект в религии всячески пытаются игнорировать, минимизировать, задача религии сводится в лучшем случае к нравственной составляющей жизни человека.  Современный человек склонен искать в христианстве, прежде всего этическую составляю­щую, полагая, что именно в том и состоит соль Христова учения. Но как не была бы важна для нас Нагорная проповедь, краеугольным камнем христианской веры является Сам Христос, апостолы проповедовали Самого Христа, Самую Его Живую Личность, Его Смерть и Воскресение. Кто есть Иисус Христос? Этот вопрос является центральным на всех без исключения Вселенских Соборах, несмотря на официальные формулировки тем, которые выносились на повестку дня, главной темой дискуссий была именно Личность Иисуса Христа. Поэтому суть христианства заключается в исповедании Петра данном на вопрос Спасителя: За Кого почитают Меня люди? Ты Христос – Сын Бога Живаго! Отвечает Петр. Блажен ты Симон, сын Ионы, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой Сущий на небесах (Мф.16:17).

Таким образом, основой христианского богословия является непоколебимая вера в то, что Иисус Христос это Мессия Израиля, «Сын Бога Живого» (Мф.16:16). То есть, фундаментом христианской веры и соответственно учения Церкви является это исповедание Апостола Петра, которое не плоть и кровь ему открыли, а Отец, Сущий на небесах (Мф.16:17). Также и проповедь Апостола Павла в Дамаске после его чудесного обращения начинается с этого же утверждения: «И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (Деян.9:20).

Уверенность в Богосыновстве Иисуса Христа не является результатом рационального умозаключения, умственных спекуляций Отцов Церкви, наоборот, всё последующее христианское богословие отталкивается от этой Богооткровенной Истины. Афанасий Великий, главный апологет Никейского «единосущия», слова, внесенного в Символ Веры на I Вселенском Соборе и выражающего суть христианской веры, исходил из этой же логики: если Христос не есть Бог в самом полном и абсолютом смысле, то сам приход Его в мир не является существенным для человека. Так же рассуждает и Апостол Павел: «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор.15:17); «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли» (1Кор.15:17). То есть, мы видим прямую зависимость жизни от учения о Христе, искажения апостольской керигмы, апостольского опыта Христа лишает христиан жизненной основы.

Вот почему для Церкви так важна чистота Веры, вот в чём значение и величие сегодняшнего памятного дня. Аминь.