Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 10-я по Пятидесятнице (Мф 17: 14-23). Иерей Константин Мальцев

 

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангелист Матфей писал свое Евангелие преимущественно для евреев, и на еврейском языке, поэтому часто акцентировал внимание на аллюзиях в служении Господа с известными тогдашним читателям книгами Закона Моисея и других пророков. Вот и сегодня, в евангельском повествовании, прослеживается одна из параллелей между Христом и Моисеем в рассказе об исцелении бесноватого отрока. 

Однажды Моисей взошел на Синайскую гору, чтобы пообщаться с Богом "лицом к лицу" и получить заповеди. Вернувшись вниз, он застал народ в буйстве и разврате языческих игрищ вокруг золотого тельца. Моисей в гневе разбил каменные скрижали с заповедями и приказал убить более 3000 человек среди народа, своих братьев и сыновей, которые были против Господа. Такая цена была принесена за грех народа, отступившего в идолопоклонство, чтобы остальные оставались в Завете с Богом (Исх 32). 

Все чудеса стояли еще в глазах этих людей, с помощью которых Господь вывел их из египетского рабства, но привязанность к языческой жизни оказалась сильнее, ведь она потакает низменным страстям. Подобное происходит сегодня в Евангелии.

Спаситель взошел на гору Преображения со своими учениками, и там открыл им свою славу в нетварном свете, насколько они могли вместить. Моисей и Илия, два великих пророка, беседовали с Ним о Его будущих страданиях. Все это так воздействовало на человеческую природу, что Петр воскликнул, забыв обо всем: "Хорошо нам здесь быть" (Мф 17:4). Но Христос пришел спасти не только Петра, а весь мир, поэтому прекращает явление Своего Преображения и возвращается вниз, к народу.

 Контраст между реальностью Преображения на горе и неверующим народом внизу достигается фразой Господа: "О,  род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?". Даже краткое отсутствие Христа произвело в народе распри и споры. Неверующие из народа воспользовались отсутствием Господа  и неудачей учеников при изгнании беса из одержимого отрока. Обвинения понятны: если они не могут изгнать беса, значит, учение ложно. Но в том то и разница между учениками и Господом, что не все Его могущество они способны вместить. Христос одной фразой изгоняет беса и исцеляет юношу, показывая свое Божество и Человеколюбие.

 Кроме того, препятствием для исцеления бесноватого учениками стало неверие отца больного отрока. Это видно из его фразы, обращенной к Христу: "...Если можешь...", которую приводит евангелист Марк (Мк 9:22). Христос для него один из многочисленных врачей, которые безуспешно пытались помочь его беде. 

Сколько чудес совершил Спаситель перед ними, но они не верили в Него, как должно. Человеческая природа Богочеловека во всем была послушна божественной личности Христа, но иногда проявляла себя, например, в Гефсиманском  молении, или в последнем возглашении на Кресте. Так и сегодня, после света Преображения, неверующий и развращенный мир, запутавшийся во зле, вызывает такую реакцию Господа. Спасителю трудно терпеть власть зла на земле, но Он "вынужден" это делать пока не совершить дело нашего спасения целиком. Это, одновременно, возглас сочувствия к страдающим людям, плененных грехом, и нетерпения к скорейшему совершению подвига для их спасения.

Премудро все-таки Господь устраивает наше спасение, когда даже неверие и страдание других людей, обращает всех благоразумных к укреплению в надежде. Неверующий отец через страдания сына прозревает и встречается с Мессией. Мы с вами вникаем в богословие страданий и богословие Креста. Они необходимы - это ясно. Неслучайно, наедине, сразу после этого случая, Господь говорит своим ученикам  о предстоящих поруганиях уже Его Самого на Кресте.

Кроме того, Христос напоминает еще раз своим ученикам о необходимости совершенствования в вере и молитве с постом словами: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом".

А Церковь получает удивительную молитву, которая вырывается из уст страдающего отца: "Верую, Господи: помоги моему неверию" (Мк 9:24).

Будем и мы, братья и сестры, так восклицать, когда болезнь или другое какое искушение ослабит нас в вере и уповании на Всемогущество и Милосердие нашего Господа, чтобы достойно пройти уготованное нам испытание, и получить помощь в свое время от Любящего и Страдающего за нас Господа, Ему же слава, во веки!