Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя о 13 по Пятидесятнице Притча о злых виноградарях. Мф21:33-42. 26.08.2018. иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня 13-я Неделя по Пятидесятнице и Церковь предлагает нашему вниманию Евангельское чтение, отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея, притчу «о злых виноградарях». Эта притча является своего рода пояснением к двум предшествующим демонстративным действиям Христа: изгнанию торговцев из храма и проклятию бесплодной смоковницы, и, таким образом, она проясняет, как бы расшифровывает эти демонстративные поступки Спасителя.

Иисус изгоняет торговцев из Иерусалимского храма, тем самым демонстративно показывая, что вся культовая система храма отменяется, она должна прекратить своё существование. А религия ВЗ была религией храма, подлинное религиозное поклонение было возможно осуществить только в Иерусалимском храме. Почему Храм перестал выполнять свое предназначение? Потому что храм не привёл евреев к встрече с Мессией, не привёл евреев к встрече со Христом. А значит весь этот проект под названием ветхозаветный храм, ВЗ благочестие будет закрыто.

На следующий день, возвращаясь в Иерусалим Христос проклинает бесплотную смоковницу: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф21:18-19). Здесь смоковница символизирует Израиль, не принявший Христа. Избрание должно приносить плоды.

Христос произносит притчу о винограднике после этих двух демонстративных актов, во время Своего общения с первосвященниками и старейшинами народа в Иерусалимском храме, и в ней Он поясняет, расшифровывает Свои действия.

Итак,

«некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф 21:33-42).

Образы, которые использует Иисус, были хорошо известны слушающим Его иудеям. Народ Израиля как виноградник Бога была одна из любимых пророками идей, которая была известна всем. «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» (Ис. 5, 7) – говорит пророк Исаия.

Виноградник — это народ Израиля; хозяин — Бог; виноградари — религиозные руководители Израиля, на которых Бог возложил ответственность за благо народа Израиля. Слуги, которые были посланы один за другим — это пророки, посланные Богом, которых так часто отвергали и убивали. Сын, пришедший последним — Сам Иисус.

Таким образом, в притче о злых виноградарях говорится о еврейском народе и о его вождях. Израиль, не смотря на свое избранничество, не принес плодов, то есть подлинной веры в Бога, заменил заповедь Божию преданием человеческим. Кульминацией чего стало отвержение и предание на смерть Христа.

Притча заканчивается картиной камня. Это картина камня, который отвергли строители, но который стал самым важным камнем во всем здании. Эта картина взята из Пс. 117,22: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Сам псалмопевец подразумевал под этим картину народа израильского. Израиль был народом, который презирали и отвергали, тем не менее, народ, который презирали все люди, был избранным Богом народом. Но Христос под камнем имеет в виду Себя. Тот краеугольный камень, который отвергли иудеи, стал главным камнем в здании.

Здесь Иисус в яркой форме изложил сразу и историю Израиля, и его гибель.

Но только ли эта притча говорит нам о судьбе иудейского народа? Относится ли она только к вождям иудейского народа? Относится ли она только к тем временам?

У этой притчи есть продолжение, которое не вошло в сегодняшнее чтение и звучит оно следующим образом: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф 21:43).

Круг богослужебных евангельских чтений сформировался к X веку. В это время Византийская империя переживала свой расцвет. Почему отцы не включили этот стих в чтение за Литургией трудно сказать. Возможно, они видели в этой притче укор исключительно иудейскому народу. Но слова о том, «что  отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» придают притче о винограднике многогранную перспективу. Виноградник есть также образ Царства Божия: «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» (Мф20:1). Царство Божие такая категория, которую можно соотнести, как и с целым народом, так и с отдельным человеком. Тогда смысл притчи становится следующим. Царство Божие не заслуживается, оно даруется. Бог насадил виноградник и отдал его людям. Царство Божие, благодать не зарабатывается, не заслуживается человеком, оно даётся Богом даром, даётся в Таинстве Крещения, Покаяния, Святого Причастия. Но оно должно приносить плоды, иначе оно отымается. Человеку необходимо духовно, нравственно возрастать, стремиться реализовывать заложенный в себе образ Божий, то есть приносить плоды. В противном случае Царство Божие, благодать Божия отымается от человека и дается приносящему плоды его. Аминь.