Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 15 по Пятидесятнице. Какая наибольшая заповедь в законе. Мф22:35-40. 09.08.2018. иерей Артемий Якименко

 

Фарисеи подсылают ко Христу законника, который спрашивает: какая есть набольшая заповедь в законе? (Мф22:36). Здесь нужно понимать лукавство иудеев.

Иудеи подсчитали, сколько заповедей в ВЗ Законе – 365 положительных, то есть, то, что необходимо делать, чтобы спастись; и есть 248 заповедей, которые предписывают, что не должно делать. То есть, более чем 600 заповедей ВЗ. Мудрецы иудейские любили подискутировать между собой, какая есть наибольшая заповедь в Законе. И здесь Христа пытаются уловить, выяснить как Он точно к чему относится.  

Для этого к Нему с вопросом подсылают законника, специалиста по изучению Закона с вопросом: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф22:36-40).

Можно сказать, что здесь Иисус дает полное определение религии.

1. Религия заключается в том, чтобы любить Бога. Иисус цитирует при этом Втор. 6,5: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими». Этот стих является частью Шемы, 

еврейского литургического текста,  основы веры иудаизма. Это значит, что мы должны отдать Богу всю любовь — любовь, которая овладевает всеми нашими чувствами, и направляет наши мысли и поступки.

2. Вторая процитированная Иисусом заповедь взята из Лев. 19,18:

«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]».

Наша любовь к Богу должна проявляться в любви к людям.

Таким образом, Христос здесь показывает, что любовь к Богу и человеку есть две стороны одной медали. Человек создан по образу и подобию Божию, поэтому невозможно любить Бога, одновременно презирая своего ближнего. Об этом писал ещё апостол любви Иоанн Богослов: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин20-21).

Нельзя любить Бога, оставаясь равнодушным к нужде, страданиям человека,

В притче о страшном суде, Христос прямо отождествляет любовь к Богу с любовью к ближнему:

«ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф25:35-40).

Очень важно в каждом человеке увидеть образ Божий. В этом суть христианства – в Иисусе из Назарета узреть Бога. Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Мф5:8).

Вместе с тем невозможна истинная любовь к человеку, когда человек ставится в центр мира. Идеи так называемого светского или секулярного гуманизма, ставящие главной задачей достижения счастья для человека, отрицая при этом его божественное происхождение, отрицая образ Божий в человеке. Сколько раз в истории, да и сегодня мы видим, чем заканчиваются подобные попытки построения рая на земле.

Только если в нашей системе ценностей первое место принадлежит Богу, мы сможем в каждом человеке видеть образ Божий, а следовательно, с трепетом и благоговением относиться к ближнему, к каждой личности, тем самым предоставляя возможность раскрытия каждому человеку его потенциальных положительных способностей, о чём так ратуют гуманисты. И наоборот, любовь к Богу проявляется через наше отношение к окружающим.

Об этом пишет апостол Павел в своём 2Кор3:3: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками;<…> написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца».

Другими словами каждый христианин является открытым письмом Иисуса Христа. Каждый христианин, волей - неволей является плохой или хорошей рекламой христианства, и судят о нашей вере, в первую очередь, по нашим поступкам, даже не по личным грехам. Мы слышали сегодня слова апостола Павла: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам»

Судят о нашей вере по нашему отношению к людям, через которое проявляется наше отношение к Богу.

Аминь.