Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 16-я по Пятидесятнице, притча о талантах (Мф 25:14-30). Иерей Константин Мальцев

 

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В предыдущей притче о десяти девах Господь призвал слушателей к бодрствованию в ожидание Его пришествия. В сегодняшней притче о талантах Спаситель поясняет каким образом нужно бодрствовать.

 Что такое талант? Это потенциальные качества личности, которые могут развиваться. Мы их еще называем способностями. Здесь подразумевается, конечно, способность развиваться в добре. 

Как видно из притчи бесталанных людей не бывает. Однако бывает так, что человек пытается развить то, чего у него нет и никогда не будет. Бывает и так, что человек употребляет свои способности не по предназначению, во зло себе или окружающим. Для нас же важно отметить, что каждый получает талант "по своей силе". Здесь под талантом можно понимать такое задание, которое Творец поручил исполнить человеку на протяжение своего жизненного пути, почему и говорится "по долгом времени".

Но не только способности мы получили от Господа. Даже своей жизнью, мы, конечно, распоряжаемся и обладаем, но не являемся ее хозяевами в полноценном смысле слова. Земную жизнь дает и забирает ее Создатель - Господь Бог. То есть рано или поздно придется дать отчет перед Создателем в том, как мы ею распорядились. Чтобы подчеркнуть эту истину, в притче о талантах употребляются категории  "господина" и  "рабов", получивших имение своего господина. Этот отчет называется еще последним или Страшным судом. Страшным он называется потому что является окончательным. В данной притче не рассматриваются все варианты суда, а делается акцент на неизбежной ответственность перед Богом за прожитую земную жизнь.

В притче, мы видим три варианта ответов, в одном из которых, человек пытается оспорить само право требовать отчета и даже перехитрить своего Творца. Давайте послушаем, как это у него получилось.

Человек этот провел жизнь своевольно, без всякого чувства долга перед Создателем, беспечно и безответственно. "Закопать талант в землю" означает пренебречь волей Божией о своей жизни, выраженной в исполнении заповедей. Теперь, когда он увидел перед собой безрадостную перспективу, то пытается выкрутиться, объясняя свое нерадение страхом перед Законодателем. Дескать, убоявшись будущего наказания, он не стал ничего предпринимать из заповеданного, попросту предав это забвению, не думая об этом, чтобы не разгневать господина, потому что он жестокий, "жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпа́л". 

То есть, он проигнорировал все свои и чужие духовно-нравственные и религиозные потребности и задания, потому что решил, что господин жестокий тиран и несправедливо карающий и жадный судья. Вот такой странный вывод и странный отчет.

Что же мы слышим в ответ: "Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему (тем более) надлежало тебе отдать серебро мое торгующим (если ты сам не умеешь приобретать), и я, придя, получил бы мое с прибылью".

То есть, напротив, даже если у тебя нет любви и благодарности к господину, то хотя бы из страха будущего наказания ты должен был трудиться на этом поприще. Подобно как невольник работает на каторге, чтобы не лишиться жизни совсем, или не быть наказанным.

Фактически человек своим безумным лукавством произнес приговор самому себе. Я на самом деле, как бы говорит такой человек господину, тебя не боюсь и знать не хочу. Мне все-равно, что Ты там назаповедовал. Я использовал твой дар жизни и все способности по своему усмотрению. Теперь же, хочу вернуть Тебе ненужные мне способности расти в добре и духовно-нравственно совершенствоваться, и уйти в небытие, исчезнуть, а лучше и в вечности жить по-своему усмотрению, пользуясь, конечно, всеми возможными благами.

Тогда Создатель забирает обратно свой талант, эту способность совершенствоваться в познании блага, но саму жизнь, как самосознание личности, Он оставляет. Ведь Он создал ее для вечности. Ведь только так  и можно быть человеком. Поэтому  небытие для такого несчастного должника невозможно. 

Но и бесталанная жизнь в вечности - это жизнь без возможности не только быть в добре, но и покаяться, а значит измениться, без способности соединиться с Источником всякой возможности и способности, всякого блага - Богом.

 Почему? Потому что это невозможно уже сделать искренне и добровольно, а главное, засвидетельствовать своими делами. Если здесь на земле Христос, как кроткий и страдающий Агнец, не вызвал ответного чувства раскаяния и благодарности,  то явившийся во всей славе со святыми ангелами Грозный Судия, как может вызвать чистое подлинное покаяние и любовь? 

Такое раскаяние, если оно будет, всегда сопряжено с досадой и страхом, которые испытывает неверующее сердце при виде нежданной славы того, кем раньше пренебрегало. Такое покаяние непременно связано с разочарованием и отчаянием, что называется в притче "плачем и скрежетом зубов". Вот это, действительно, настоящая "безнадега", страшная и безутешная: "Итак, возьмите у него талант - говорит господин, - и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!".

Господь в притче называет "малым" все мыслимые и немыслимые земные умноженные таланты по сравнению с "многим", что Он собирается даровать. Какие бы великие дела человек не совершал на земле, они всегда будут малыми по сравнению с дарами Царствия Божия!

 Какое же главное условие для получения Царства? Это верность в добре. Господин в притче говорит двум другим рабам, умножившим свои таланты: "Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего".

Кто верен Богу в земной жизни, тот способен вместить дары Царства Небесного в вечности, войти в радость Бога своего. Напротив, кто здесь лукав, ленив и нерадив по отношению к воле Творца, тот и в вечности не будет способен жить с Ним. Аминь.