Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя о 17 по Пятидесятнице. Исцеление дочери хананеянки Мф15:21-28. 23.10.2018. иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Сегодня 17 Неделя по Пятидесятнице, и за Литургией Церковь предлагает нашему вниманию Евангельское чтение о исцелении Христом дочери хананеянки. Глубокий смысл заложен в этом отрывке. Это единственный зафиксированный случай, когда Иисус находился за пределами территории Палестины: «И выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и
Сидонские» (Мф15:21).

Тир и Сидон – древние финикийские города, территория современного Ливана. Хананеянка, обратившаяся ко Христу с просьбой исцелить её от беснования, была язычницей, а евреи, с язычниками не сообщались, более того, хананеи были с давних времен врагами израильтян. Древний еврейский историк Иосиф Флавий, живший во второй половине I века, то есть практически непосредственно после евангельских событий,  писал: «Из финикийцев хуже всех против нас настроены жители Тира».

Значение этого отрывка заключается в том, что он предзнаменует распространение Евангелие во всем мире; в нем показано начало конца всех барьеров и преград. Как позже напишет апостол Павел, что «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал3:28). Иными словами, близость к Богу определяется ни национальной принадлежностью, ни социальным статусом, но только сердечным расположением, стремлением человеческого сердца ко своему Творцу.

Эта женщина, язычница обращается ко Христу с просьбой, с мольбой о помощи. Это говорит о том, что она почувствовала в Нём силу, интуитивно увидела в Нём нечто больше чем просто очередного бродячего учителя и проповедника. Возможно она была наслышана о Иисусе, как известном чудотворце. Она в обращении называет Иисуса Сын Давидов, а это Мессианский титул того времени. Все знали, что Мессия придет из рода Давидова, поэтому, по сути, она исповедует Иисуса Мессией, Христом. Конечно, не в подлинном мессианском смысле, но в то время даже ближайшие ученики Спасителя не понимали до конца истинного значения Его Мессианского служения.  

Сперва Иисус, казалось, вовсе не обращал на нее никакого внимания. Ученики были смущены Его поведением и попросили Его удовлетворить её просьбу и отпустить её. «Он же сказал в ответ: я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф15:24).

Что означает этот ответ Христа? Неужели проповедь Христа обращена к только к евреям? Что за национальная исключительность? Действительно, в Евангелиях мы всего два раза встречаемся с упоминанием того, как Христос помогает язычникам, это сегодняшнее исцелении бесноватой дочери хананеянки и исцеление слуги Римского сотника. После избрания 12-ти апостолов, Христос, отправляя их на проповедь, ограничивает её территорией Иудеи: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Мф10:5).

В то же время в Своих притчах о грядущей кончине века, о грядущем Царстве Божием, мы можем увидеть, как «сыны Царства», то есть евреи, оказываются не достойными войти в него: «Говорю же Вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковым в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф8:11-12).

Христос определяет критерий принадлежности к подлинному народу Божиему, к духовному Израилю: «истинно, истинно говорю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Мф8:10) – читаем мы в эпизоде с Римским сотником; «о, женщина! велика вера твоя» (Мф15:28) – слышим мы в сегодняшнем рассказе.

Это то, о чем сегодня сказал апостол Павел: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал6:15). В другом месте, в послании к Римлянам Павел говорит: «тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (Рим2:29).

То есть, близость к Богу определяется не нашим происхождением или положением, но только лишь Верой. Но верой не как пассивным актом рационального умозаключения что Бог есть, а верой как активным сердечным стремлением к Богу, верой как доверием Богу, доверием всей своей жизни, жизни своих близких в руки Бога Живаго. Что и являет нам сегодня эта простая женщина хананеянка, доверив свою судьбу, судьбу своей дочери Христу Иисусу Господу нашему.

  Аминь.