Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 20-я по Пятидесятнице (Лк 6-31:36). Иерей Константин Мальцев.

 

31 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь сегодня задает своим ученикам, а значит и всем нам, очень сложное нравственное задание. С одной стороны, Христос говорит о любви к врагам: "...Вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым", а с другой, подчиняет эту любовь двум условиям: во первых, золотому правилу нравственности: "...Ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними", во вторых, нашему уподоблению Небесному Отцу: "...Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд".

Такие параметры нравственной задачи отсекают всякую возможность эгоистичной и греховной любви, как к самим себе, так и к другим.

В самом деле, если мы будем оправдывать свое жестокосердие причиненной нам обидой, то отказываемся от Богоуподобления, ведь "Он благ и к неблагодарным и злым". Кроме того, правило: "Ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними", говорит не о поступках людей по отношению к нам, которые могут быть и злыми, а о нашем ожидании, которое может не совпадать с поступками ближних.

Так ожидает Сам Бог, потому что Он милосерд.

Если же мы ожидаем чего-то греховного, будучи сами грешны, то тогда лишаемся награды Отца Небесного за такую ложную любовь к ближнему, так как Бог Свят.

Такое учение о любви к врагам ниспровергает, конечно, устои древнего общества, где закон мести сдерживал, по-своему, распространение жестокости. С другой стороны, без учения о любви к врагам невозможно подлинное освобождение человеческого сердца от ненависти.

Мы должны защищать добро, но без злобы в сердце, уподобляясь Богу, который хочет спасти каждого. Ограничивая зло, нам нужно учиться давать пример кротости и терпения Небесного Врача, страдавшего от непонимания, оскорблений, издевательств и самой поносной смерти на Кресте, молившегося за распинающих: "Отче прости им, ибо не ведают, что творят".

Помолимся, братья и сестры, Господу и мы, о наших заблуждениях, которыми мы распинаем друг друга в мстительности и жестокосердии, забывая о своем Богоуподоблении, тем самым лишая себя блаженств Небесного Царства! Научи нас Господи своей совершенной любви! Аминь.