Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 21-я по Пятидесятнице, притча о сеятеле (Лк 8:5-15). Иерей Константин Мальцев

 

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в притче о Сеятеле, мы слышим наставления Спасителя об условиях полноценного принятии и усвоении Божьего слова. Ведь для того, чтобы слово Божие вселялось в нас обильно и приносило сторичный плод, недостаточно просто принять к сведению информацию о нем. Недостаточно также время от времени о нем вспоминать. Но только"те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, (те)  и приносят плод в терпении".

Когда Христос объясняет свою притчу о сеятеле, то под сеятелем, конечно, подразумевает Себя, а под словом Божьим радостную весть о спасении всех людей. Для кого Он говорит эту притчу? Понятно, что ее можно рассматривать как комментарий Христа об отношении к Его благовестию, еще в то время, в Палестине. Но евангельские притчи поливалентны и вневременны по причине Божественности их Автора. Теперь эта притча обращена к нам, христианам. Ведь когда весть о воскресении Спасителя, Его победы над смертью, диаволом и грехом не приносит плода веры, тогда каждый может найти причину такой неудачи, исследуя эту притчу.

Вот семя потоптанное при дороге - это небрежное отношение к слову Божьему, неблагоговейное, которое подобно перекрестку различных мнений и предположений без должного почтения перед Божественным откровением, в конечном счете, не получает его силу.

Вот птицы небесные - это различные помыслы приходящие или привносимые к нам извне, из духовного мира. Без внимательного и избирательного отношения к ним, они "похищают" Слово, внушая нам вместо него сомнение или маловерие.

Вот камень в земле - это различные искушения, житейские неудачи, болезни, потери, разочарования, непонимание со стороны близких, или даже гонения; все это может стать причиной отпадения от веры. Проходит первая радость встречи с благодатью Божией, наступает время испытаний в ежедневных трудах, но терпения и упования не хватает. Вера без верности легко становится разменной монетой в погоне за новыми переживаниями и "достижениями". 

Или вот терние, как вид многозаботливости о земных делах и поиском плотских наслаждений, без постоянства в молитве и памяти смертной, также заглушают Слово. Потакание своим плотским страстям изгоняет благодать Слова из сердца; вместо нее приходят едкая горечь осуждения, как вид самооправдания, желчь критики в самоупоении и обличение всех кроме себя.

В этой премудрой притче, после истолкования Спасителя, все ясно; для каждого свой диагноз болезни; где худо, там и лечи.

Очищай сердце слезами покаяния и добрыми делами, во время искушений смиренно и кротко проходи испытания с молитвой и упованием, храни верность Слову, зная что все искушения временны, часто полезны и спасительны, а если не так, то весьма незначительны по сравнению с будущей радостью. Не прилепляйся к земному безрассудно, помни последняя своя, и созреешь для Царства Небесного.

Под Словом также можно понимать Самого Христа, который вселяется в нас в Крещении через веру, и возрастает через участие в таинствах Его Церкви. Чем чище жизнь и сердце, тем ближе и роднее становится к нам Спаситель, тем больше наша радость и любовь от общения с Ним. Откроем уши сердца, братья и сестры, чтобы услышать Его Слово! Помолимся Богу о нашем вразумлении! Господи помоги нам! Господи помилуй!