Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя о 22 по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре. Лк. 16:19-31. 04.11.2018. иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресное евангельское чтение предлагает нашему вниманию  притчу о богаче и Лазаре.

В чем заключался грех богача, почему его загробная участь оказалась столь печальной? На первый взгляд вопросов не возникает: каждое слово, сказанное о нем, показывает роскошь, в которой он жил. Он «одевался в порфиру и виссон», т.е. в тонкую красивую льняную ткань, такая одежда стоила по тем временам баснословные деньги; каждый день вкушал роскошную пищу: «пиршествовал блистательно».  Этим он несомненно нарушал четвертую заповедь. Эта заповедь не только запрещает работать в субботу, но и гласит: «шесть дней работай» (Иск. 20, 9).

А Лазарь был нищим, покрыт струпьями и настолько слаб, что не мог отогнать собак, лизавших струпья на его теле. Лазарь, кстати это единственное имя, упомянутое в притчах, Лазарь - латинизированная форма иудейского имени Елеазар, означающее — «Бог — моя опора и помощь».

 Лазарь лежал в ожидании крох, падавших со стола богача. В те времена не было ни ножей, ни вилок, ни салфеток. Пищу кушали руками и в очень богатых домах руки вытирали ломтиками хлеба, которые потом выбрасывали. Вот этих ломтиков хлеба и ждал Лазарь.    
И конечно на фоне Лазаря, богач воплощает праздность и потворство.

Но это именно в контрасте с Лазарем, в притче ведь не сказано, что его богатство было нажито неправедным образом? Что он был вором или лихоимцем, там не акцентируется внимание на происхождении богатства, нет намёка на смертные грехи, он не разбойник, не прелюбодей. Люди его социального круга, как в те времена, так и сегодня могут позволить и позволяют себе подобную роскошь.
Так в чем же состоит грех богача? Ведь он же не приказывал убрать Лазаря от ворот своего дома. Он не возражал и против того, чтобы Лазарь получал хлеб, который выбрасывали с его стола. Он не ударил его ногой, когда проходил мимо. Нет, богач не был умышленно жесток к Лазарю. Но грех богача заключался в том, что он попросту не обращал внимания на Лазаря, он принимал его положение как естественное и неизбежное. Кто-то сказал о нем: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, а был обречен на муки за то, чего он не сделал».
Грех богача в том, что он мог спокойно видеть страдания и нужду, но они не наполняли его сердце жалостью и состраданием; он видел собрата, страдающего и голодного, и ничего не делал, чтобы что-нибудь исправить. Он был наказан за то, что не замечал горя ближнего.

Притча рассказывает нам о воздаянии человеку за его нравственное состояние. Воздаяние не за то, что один был богат, а другой беден, не потому просто, что одному досталось в жизни светлое, а другому горькое, но за то, что богач всё светлое, что у него было, он жадно сохранил и не поделился. Лазарь же получает награду не за свою нищету, но за своё смиренное отношение к ней. 

К сожалению, очень часто мы в своей христианской жизни довольствуемся внешней хорошестью, формально мы даже не такие как этот богач, мы все соблюдаем, стараемся исполнять все церковные предписания. Но страдания ближнего это его удел, и к нам они не имеют никакого отношения.

  Издревле известное в человечестве так называемое золотое правило нравственности, которое гласит: «не делай другим того, чего не желаешь себе», Христос переформулирует следующим образом: «кáк хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). Заповедь о любви к ближнему есть основная заповедь Божия. Евангелие призывает нас не просто к пассивному уклонению от зла, но к активному совершению добра.

Аминь.