Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 23-я по Пятидесятнице, исцеление гадаринского бесноватого (Лк 8:26- 39). Иерей Константин Мальцев

 

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение об исцелении гадаринского бесноватого наводит на определенные размышления.

Мы часто недоумеваем: зачем Господь попускает такую страшную трагедию, как, например, беснование? Не лучше ли было вообще запретить бесам входить в людей? Ведь они сегодня в Евангелии не смогли без разрешения Спасителя войти даже в свиней. Впрочем и здесь Создатель ограничивает желания этих злобных духов, не давая им совсем погубить человека, так же как они погубили свиней.

Конечно, причины одержимости самые разные, но коренная одна: диавол не имел бы над нами никакой силы, если бы грех не жил в нас. Греховные действия или слова способствуют власти злых сил над нами. С другой стороны, все люди грешны, но не все одержимы, как, например, сегодняшний гадаринец, хотя он был не хуже и не лучше других. Так зачем же Господь попускает такое тяжкое искушение?

Один из вариантов ответа в том, что ничто так не свидетельствует о непрекращающейся духовной брани, о злобе, коварстве и вражде этих злых духов против человека, о невозможности справиться с их кознями своими силами, как факт беснования. Здесь даже самые мудрые и знаменитые врачи разводят руками в бессилии.

Если бы Господь попустил бесам делать все, что они хотят, то, по слову прп. Серафима Саровского, малейший из них перевернул бы весь мир. 

С другой стороны, если Господь совсем запретит им касаться людей, то тогда весь мир придет к беспечности и легкомысленности о своем спасении. Что говорить, если даже сейчас, после стольких свидетельств многие отрицают бытие злых духов, то, что бы было, если Господь не попускал совсем им являть свою злобу. 

Вот, например, гадаринцы оказались не готовы принять Мессию по причине неверия в духовную брань и материального ущерба, который был нанесен им. Любой из них мог быть бесноватым, но Господь попустил лишь одному страдать от этого зла, чтобы остальные вразумлялись. Однако - это им не помогло. Они не захотели ничего менять, а попросили отойти Христа от их пределов.

Расстаться  с привычным мировоззрением непросто. Даже грех через привычку становится нормой. Часто можно слышать: а что я такого делаю, ведь так все делают? Одержимость, в крайнем виде, как у этого несчастного гадаринца, это же ведь, в своей степени, юродство, то есть обличение тех, кто творят волю бесовскую, но при этом имеют вид вполне здоровых людей.  

Итог же притчи подтверждает слова Господа из другого Евангелия: "...Последние станут первыми" (Мф 19:30). Гадаринский бесноватый очень сильно хотел исцелиться, поэтому он прибежал ко Христу, как только Он вышел на берег, и пал Ему в ноги. Никто не способен был исцелить его, кроме Спасителя.  Все, что могут сделать люди, как тогда, так и сейчас - это связать и отгородить такого человека от общества, но только Господь может исцелить.

Гадаринский бесноватый был исцелен от легиона бесов и возлюбил своего Спасителя. Он стал проповедником мессианства назорейского Чудотворца в Десятиградии. А жители Гадары привыкли к своему полуязыческому житию, не уверовали и остались в своих грехах.

 Вот и мы, братья и сестры, если прибудем в самонадеянности и нераскаянности, не пуская Господа в свою жизнь, останемся безблагодатными для Царства Небесного. Убоимся же и участи бесовской, по которой все они пойдут в бездну - место безжизненной богооставленности. Напротив, с радением и надеждой призовем Христа: Прииди и спаси нас! Аминь.