Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 24-я по Пятидесятнице, воскрешение дочери Иаира (Лк 8:41-56). Иерей Константин Мальцев

 

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

В восьмой главе, евангелист Лука собирает четыре разных свидетельства силы и власти Христа, которые идут подряд, одно за другим, а именно: чудо усмирение бури, изгнание легиона бесов из гадаринского бесноватого, исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира. 

О двух последних чудотворениях мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении, однако их, конечно, нужно рассматривать в прямой взаимосвязи с первыми двумя.

В основе всех этих исцелений и чудес, помимо всемогущества Спасителя, действуют два условия - отчаянная мольба и вера со стороны человека. Именно эти два фактора наилучшим образом приклоняют Спасителя на вмешательство в обычный порядок вещей, поверх всех законов природы.

Так, мы читаем о том, как ученики в отчаянии возопили в лодке, когда подверглись смертельной опасности, гадаринский бесноватый и начальник синагоги Иаир упали в ноги Спасителя с мольбой о помощи, а кровоточивая женщина прикоснулась к Нему в отчаянии, но с верою; и никто из них не остался без чудесного заступничества Небесного Владыки.

Вот так бывает и до сего дня, если кто приходит ко Христу, в отчаянной мольбе, с покаянием и слезами, тот непременно получает помощь. Равно как и те, кто просят с верой, почитают святыни и таинства Церкви, получают по своей молитве больше нежели ожидают. 

Ведь нет ничего невозможного для Бога. Однако есть одно условие: "Бог не искушается злом" (Иак 1:13) и зла не сотворит, сколько не проси. Бывает ведь и отчаяние с неверием, а неверие и есть зло. Вот, например, люди, живущие во зле и страдающие от него, парадоксальным образом, оправдывая свое неверие, обвиняют Бога в том, что Он попустил то или иное зло, или "не смог" его исправить, или пресечь. Но обвинение Бога или отрицание Его всемогущества в отчаянии - это тупиковый вариант, потому что не допускает мысли о благой и спасительной воле Творца.

Напротив, мы видим, как Евангелие предлагает нам совсем другой путь. Кто хочет познать всемогущество Бога, должен попробовать исполнить то, что говорит Христос, даже если он еще в это не верит: то есть попытаться бороться с грехом внутри и вне себя через исполнение заповедей. Для чего? Дело в том, что когда человек будет стараться делать это добросовестно, то рано или поздно придет в изнеможение в борьбе со злом, исчерпав собственные силы и средства. Ведь зло невозможно победить человеческими силами, так как его источник не человек, и оно порабощает нас нечеловеческими сетями. 

Но именно тогда, когда человек познает свое бессилие, у него появляется шанс, подобно евангельской кровоточивой женщине, или погибающим апостолам, или начальнику синагоги Иаиру (конечно знающему и исполняющему Закон) припасть ко Христу в отчаянной мольбе с верою; и только тогда получить исцеление, или какую другую помощь, но такую, которая не будет содействовать распространению неверия и всякого другого зла.

Главное же в том, что отчаяние уходит, а "вера, действующая любовью" (Гал 5:6) остается. Кроме того, через познание своей немощи на фоне всемогущества Христа, человек может искренне и глубоко научиться любить и благодарить Бога. А кто возлюбит много, тому многое и простится (Лк 7:50).

Мы не знаем дальнейшую судьбу исцеленной кровоточивой женщины, или Иаира,  или его дочери, но мы знаем судьбу апостолов, а значит можем с уверенностью сказать, что только тот человек, который на опыте своей жизни прочувствовал милость и всемогущество Творца, на фоне собственного бессилия, может жить в незабываемом свидетельстве спасения, все более возрастая в вере, надежде и любви. Аминь.