Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 26 по Пятидесятнице, притча о безумном богаче (Лк.12:16-21). иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:16-21).

Сегодняшняя притча обличает безумца, который думал, что будет жить вечно. Конечно, может он и не думал о том, что будет вечно жить, но он не задумывался о том, что срок его жизни ограничен, что он может в любой момент предстать пред Богом, пойти в вечность в любую минуту своей жизни. Как говорил герой одного известного романа: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер».[1]

По отношению к этому богачу следует отметить два момента.

1) Он думал только о себе. Ни в одной другой притче нет столько местоимений мой, мне, моё.  Это агрессивные местоимения. Безумный богач был агрессивно-эгоцентричным человеком: «он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 17:19).

Он собирает большой урожай. В древности хороший урожай или удачный улов рыбы всегда считался благоволением Божиим, Божиим даром, тем более у израильтян. Да и сегодня умный человек никогда не будет приписывать свой успех исключительно к личным заслугам, всегда будет видеть в успехе благоволение Божие. Богач же в притче не видит в хорошем урожае дара Божия, он принадлежит только ему.

Сегодня, когда человек реализуя Богом данные ему таланты, зарабатывает хорошие деньги, принадлежат ли эти деньги, исключительно ему? Или Господь хочет, чтоб мы делились, реализовывали свои таланты не сугубо в эгоистических целях, но в том числе для служения ближним, для служения Богу? Очевидно второе, Бог хочет, чтоб мы реализовывали свои таланты,  в том числе и для служения ближним. Потому что талант это дар Божий, он не принадлежит нам, его реализация наша работа, но плод, который он принесёт это уже совместное с Богом творчество.   

В этой притче мы видим агрессивно-эгоцентричное поведение человека: «сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:18-19). То есть, богач ориентирован только на себя, думает только о себе.

«ешь, пей, веселись» - устойчивое ВЗ выражение, которое символизировало счастье человеческое. Это древняя классическая формула счастья. Можно вспомнить Еклиссиаста 8:15: «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться».

Вот этот человек решил, что он достиг счастья. А сегодня, не в таких ли категориях мы измеряем счастье? Купил квартиру, машину, построил дачу, вот, достигнуто счастье! Мещанская мечта выполнена! Цель жизни исполнена!

Счастье это полнота радости. Что-то земное, преходящее разве может быть счастьем в полном смысле этого слова? Только то, что имеет непреходящие, вечные ценности, может даровать счастье человеку. 

У римлян была поговорка: «деньги — морская вода», то есть чем больше человек пьет, тем больше жажда мучает его. И доколе человек будет относиться к материальным ценностям как безумный богач, он будет стремиться иметь все больше и больше.

2) Он думал лишь о настоящей жизни. Все его планы были ограничены одной жизнью на земле. Человек, который уклоняется от вопроса о жизни после смерти, однажды подвергнется страшному шоку, ему всё равно придётся столкнуться лицом к лицу со смертью.

Последняя фраза этой притчи подводит под ней черту: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 16:21).

То есть, наша задача в Бога богатеть! Как это? Собирать себе сокровища не оскудевающие, нетленные на небесах. Иными словами, стараться делать то, что имеет подлинную непреходящую ценность: совершать нравственные поступки, быть честными, порядочными, проявлять любовь, милосердие к ближним. Любовь к ближнему есть наибольшая заповедь в законе. Через любовь к ближнему проявляется и наша любовь к Богу.

Мы должны стремиться жить, радуясь тем дарам, которые даёт нам Бог, но, не присваивая их себе, а делясь ими с окружающими, помня, что мы пришельцы в этом мире, и потому стараться не прилепляться сердцем, ни к чему земному. Христос, призывает нас жить днём насущным, решая его проблемы, радуясь его дарами, но, при этом, не забывать, обращать свой взор Вечность, в Царство Божие.

Аминь.

 

[1] Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита».