Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 27-я по Пятидесятнице, исцеление скорченной женщины (Лк 13:10-17). Иерей Константин Мальцев

 

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангельское чтение об исцелении Спасителем скорченной женщины в субботу, предлагаемое Церковью сегодня, открывает нам сразу несколько важных истин.

Во-первых, мы познаем, что все, страдающие от недугов, так или иначе, страдают от власти  сатаны в этом мире.

Во-вторых, познаем, что воля Божия, благая и совершенная, в том, чтобы освободить людей от этой власти.

В-третьих, мы наглядно видим, как ханжество, замешанное на гордости, лицемерии и жестокосердии, может сделать человека, даже внешне исполняющего заповедь, духовно слепым, бесчувственным и глубоко чуждым Богу. 

В-четвертых, еще раз открываем для себя Мессианство и Всемогущее Божество Иисуса Христа. Давайте поговорим об этом по порядку и подробнее.

Моисеев Закон предписывал человеку в день субботний быть свободным от всех обычных, направленных на самоугождение, занятий: "Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх 20:8-11). 

Мы видим, что по заповеди, этот день должен быть свободен для Богопочтения, Богообщения и прославления Творца видимого и невидимого мира. Не случайно говорится: "... Суббота Господу Богу твоему".

Кроме того, как и все заповеди, заповедь о субботе дана для того, чтобы ограничивать и врачевать человеческую гордыню, коренной грех, отлучающий человека от Бога. Поэтому в этой заповеди есть скрытое противопоставление: "дела твои" противопоставляются "субботе Господа, Бога твоего". Запрещаются не сами дела, как таковые, а никакие дела свои, то есть те, которые никак не напоминают о Боге, а напротив, обособляют и способствуют забвению Его. И если Бог, в другом месте Писания, повелевает побить камнями человека, который собирал хворост в субботу (Числ 15:32-36), то не за вообще делание, как таковое, а за пренебрежение к воле Божией по своей гордости. Это было и не Богоугодно, и не необходимо. Вот священники, - говорит Христос в другом месте, - нарушают субботы в храме, однако невиновны (Мф 12:5).

Далее, в книге Второзаконие добавляется еще одна причина субботнего покоя: "... Чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний" (Втор 5:14-15). 

Здесь смысл хранения субботы дополняется напоминанием об избавление от египетского плена, а также о необходимости отдыха для человека.

Заповедь о субботе, в этом контексте, дана, чтобы человек вспоминал о своем рабстве, и о Том Единственном, Кто может от этого рабства освободить. Рабство египетское - это ведь не только исторический случай, это вообще рабство плоти, рабство злобЕ этого мира, даже, так называемым, непорочным страстям. Чтобы жить нужно трудиться и учиться, нужно питаться, спать, отдыхать, быть здоровым. Человек подчинен и ограничен во всем. Это и есть рабство этому миру. Однако оно может быть нам в радость, как, например, было в раю, или во Христе, но есть еще рабство пострашнее - это рабство греху. Это рабство заставляет человека делать не только то, что ему не нравится, не только то, что его убивает,  но и то, что увеличивает само рабство. Вот мы знаем, например, что седьмой день особенный, но всегда ли можем его святить, даже если захотим. Сегодня наш народ только выходит из атеистического "египетского" плена,  чтобы снова учиться хотя бы раз в неделю святить день Господу Богу своему, чтобы потом не тщетно трудиться свои шесть дней, а с верою и радостью о Боге, во спасение души и тела. Разумеется, нежелание трудиться шесть дней, есть такое же попрание заповеди, как и не хранение субботы.

К слову сказать, мы видим здесь, что заповедь Божия всегда исторически интегральна, то есть, со временем, в зависимости от исторических обстоятельств, открываются все более глубокие уровни, заложенного в заповеди смысла, ведь книга Второзаконие была написана гораздо позже, чем книга Исход.

Итак, в общем и целом, Закон предписывает хранить субботу, потому что Сам Бог отделил (освятил) этот день для святых дел, а не для неделания, как такового. 

Однако сегодня особый случай. Здесь Тот, кто больше Закона - Сам Законодатель исцелил скорченную уже восемнадцать лет женщину (не случайно указывается продолжительность недуга). А это далеко не то же самое, что собирать хворост. Освобождение человека от неисцелимой болезни, есть освобождение от "египетского" плена, от рабства сатаны, как родоначальника всякого греха и болезней. Вроде радоваться надо и прославлять Творца. Почему же такая реакция у начальника синагоги, который, как говорит Евангелие, негодует на народ, прикрываясь исполнением заповеди? Ему бы первому подобало прославить Бога и дивные дела Его. Но что мы слышим: "... Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний", как будто речь идет о ежедневных бытовых вещах, о выдаче хлеба или какой-то другой "гуманитарки", а не об освобождении человека от неизлечимой болезни и чуде Божьем.

Почему же, постепенно и незаметно благочестие этого начальника синагоги выродилось в ханжество, то есть в лицемерное самоугождение и жестокосердную слепоту? Ведь не исключено, что этот "ревнитель" искренне старается исполнять свои обязанности, которые он так для себя осознал.

Здесь нужно сказать о трех главных соблазнах, которые были у тогдашней религиозной элиты. Конечно, есть они и сейчас.

Первое - это знание. Для того, чтобы стать учителем Закона, как тогда, так и сейчас, нужно долго и кропотливо изучать этот самый Закон. Безусловно, что это требует многих трудов и способностей. Когда человек получает знания, которых нет у других, то он может начать надмеваться, считая других невеждами, а себя избранным и достойным особой похвалы. В этом случае, как говорит апостол Павел: "Знание надмевает" (1Кор 8:1).

Второе - это власть, которую получает человек, но через нее может потерять себя, потому что властолюбие развивает лицемерие. 

Третье - деньги, через которые может развиться сребролюбие, искажающее всю картину мира, и потому есть "корень всех зол" (1Тим 6:10). 

Преодолеваются эти искушения только истинным познанием Бога, как Он есть, по слову того же апостола: "... То что для меня, было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых" (Фил. 3:7-11).

 Поэтому Господь обличает начальника синагоги этим словом: лицемер - за внешним исполнением заповеди ты забыл, ради кого она исполняется. 

Впрочем, Спаситель в данной ситуации знает и о том, что если Он будет прямо называть Себя Законодателем, то, тем самым, еще более настроит против Себя законников, подобных сегодняшнему начальнику синагоги. Поэтому Он приводит другой аргумент, а именно: "... Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не идет ли поить?".  То есть даже всякое дело человеческое, безотлагательное и необходимое для жизни в данный момент, позволяется делать в субботу, потому что никак не мешает Богообщению, не потворствует гордости и самоугождению.  Тем более "сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?". 

И как говорит евангелист, после этих слов "все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его".

Будем, дорогие братья и сестры, и мы стремиться познавать  Господа нашего Иисуса Христа так как должно, и радоваться о всех славных делах Его, не забывая о наших делах покаяния, милосердия и всех других угодных Ему. 

Будем боятся и избегать ханжества начальника синагоги, которое и само благочестие может подчинить диавольской гордыне.  

Будем учиться терпению и благочестию у этой согбенной женщины, которая не смотря на насмешки и, может быть даже брезгливость, со стороны окружающих, искала Бога и прославляла его, сама не видя неба. 

Да поможет нам всем в этом Всемогущий Бог! Ему же слава во веки. Аминь.