Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 30 по Пятидесятнице, о вопрошающем о вечной жизни (Лк.12:16-21) иерей Артемий Якименко.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день Церковь предлагает нашему вниманию за Божественной Литургией Евангельский чтение о неком человеке, вопрошающем Христа о жизни вечной: «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18).

Этот рассказ встречается у всех трёх евангелистов синоптиков. Матфей сообщает, что это был юноша (поэтому этот эпизод часто называют рассказом о богатом юноше), Марк просто говорит о неком человеке: «подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17). У Луки видим, что это был человек начальствующий, то есть занимавший высокое положение на социальной лестнице иудейского общества. Но тот ответ, который даёт Христос, в равной степени относится к каждому из нас.

Итак, некоторый человек, богатый, занимающий не последнее место в обществе, обращается к Иисусу с вопросом: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? » (Лк. 18:18).

Христос отвечает: «знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат» (Лк. 18:23).

Христос, отвечая этому человеку, показывает, что можно спастись, соблюдая заповеди Моисея. Он не сказал ему соблюдать раввинистические предписания, но тот нравственный минимум, который дал нам богомудрый Моисей.

Примечательно, что Спаситель перечисляет заповеди, которые относятся к человеку: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Десять заповедей Моисея делятся на две части, первые четыре выражают наши обязанности к Богу, остальные к человеку.

В Евангелии от Матфея на вопрос одного законника о том, какая есть наибольшая заповедь в Законе, Христос ответил:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).

Почему Христос здесь перечисляет только те заповеди, которые относятся к человеку? Любовь к Богу и ближнему есть две стороны одной медали. Так есть, так должно быть. Но на практике это часто расходится. И, видимо,  с первой стороной у этого вопрошающего человека проблем не было. В то время иудейское общество было глубоко религиозным и все правоверные иудеи свои обязанности по отношению к Богу выполняли, что выражалось в стремлении к точнейшему исполнению всех раввинистических предписаний. Почитание субботы (чти день субботний) превращалось в некий абсурд, даже порой в ущерб заповеди о любви к ближнему. К сожалению, такой дисбаланс зачастую мы можем наблюдать и в своей духовной жизни.

Существует одно апокрифическое евангелие (т.е. не включённое в канон священных книг Нового Завета), так называемое евангелие от Иудеев, в нём мы находим описание изложенного здесь события, которое даёт нам ключ к его пониманию. «Другой богач обратился к Иисусу: «Учитель благий! какие же добрые дела должен я делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус ответил ему: «Человек, повинуйся закону и пророкам». Богач ответил: «Я делал это». И тогда Иисус сказал ему: «Иди, продай свое имение, раздай его нищим и следуй за Мною!» Ответ Христа смутил его. «Как же ты говоришь, что исполнял закон и пророков? Ведь в законе сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», а вот вокруг много братьев твоих, сынов Авраама, умирают с голода, а дом твой полон добра, и ты ничего из него не отдаешь им».

То есть, мы видим, что Христос упрекает богача в нарушении второй заповеди о любви к ближнему: ты говоришь, что всё сохранил от юности своей, а сам, будучи богат, остаёшься равнодушен к страданиям своих собратьев. Наша праведность очень часто остаётся праведностью пассивной, просто уклонением от зла, хранением субботы.

Итак, Христос, отвечая этому человеку о вечной жизни, показывает, что можно спастись, соблюдая заповеди Моисея. Это тот нравственный минимум, соблюдая который человек спасётся, то есть войдёт в Царство Божие.  Но если человек хочет добиться совершенства, то он должен оставить всё и следовать за Христом.

Вопрошающий чувствовал, что вся его праведность не приносит ему удовлетворения, не приносит его душе покоя, он сердцем и душой чувствовал, что, несмотря на исполнение закона, несмотря на внешнюю порядочность, жизнь его несовершенная. Иисус сказал ему, что, если он действительно хочет добиться того, чего он всю жизнь ищет, то он должен продать все свое имение, раздать всё бедным и следовать за Ним.

Универсальный ли это совет (продать всё и следовать за Христом)? У каждого из нас есть своё богатство, которое тянет нас к земле, которое мешает нам в полной мере следовать за Христом. У кого-то  это именно его материальные блага, кому-то мешают его страсти. Может быть и такое, что богатством являются наши таланты, которые нам следует реализовывать не на свои амбициозные цели, а на цели, к которым нас призывает Бог.

Каждый из нас должен задуматься, в чём моё богатство, которое мне мешает идти за Христом, что у меня есть такое, что для меня дороже Христа?

Аминь.