Проповеди

Проповеди

« Назад

О вере и любви, в день памяти свщмч. Игнатия Антиохийского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. Иерей Константин Мальцев.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждое богослужение и, особенно, литургия - это пир веры. Вера требует постоянной духовной подпитки, чтобы быть горячей и зрячей. Возгревать ее, значит искать своего Создателя в каждое мгновение жизни, видеть Его силу в мельчайших деталях мироздания, понимать и исполнять Его волю по отношению к себе и другим. Эта задача на всю жизнь.

В детстве мы веруем без усилий, естественно. Ребенок верит в самые фантастические миры. Для дитя не представляет сложности верить в то, что, например, игрушки оживают и разговаривают, что животные чувствуют как люди, что есть ангелы.  Чистое бытие ребенка оживляет собой весь окружающий мир.

Но со временем мы теряем эту способность, взрослея, а на самом деле мертвея ко всему. И вот тогда, именно вера не позволяет человеку умирать духовно: опустошаться и разочаровываться в другом бытии. Поэтому за веру нужно держаться, ее надо растить и беречь, как самую большую драгоценность.

Но все же взросление дается нам, чтобы выправить и очистить предметы веры. Убрать все лишнее и ложное. Главный же предмет веры - это Тот, Кто и дал ее - Творец видимого и невидимого мира, утерянный нами через грехопадение. Поэтому истинная вера - это великий труд и средство возвращения человеческой души к Своему Создателю в течение всей земной жизни. 

Но, чтобы уверовать в Бога,  нужно Его искать. Искренне и просто, чисто и постоянно, смиренно и терпеливо. А когда Творец откроется нам в Духе, вот тогда нужно взращивать и возгревать свою веру дальше, превращая ее в любовь.

Примером такого "горения" в вере являются для нас сегодняшние святые: священномученик  Игнатий Антиохийский, прозванный Богоносцем, и святой праведный Иоанн, пресвитер и чудотворец Кронштадтский.

Они оба не только сохранили истинную веру в Пресвятую Троицу в течение жизни, но, с ее помощью, можно сказать, вознеслись духом до высот чистейшего Богообщения в любви, - вернулись в утерянный рай.

Они оба оставили после себя описание этого пути, с подробными наставлениями и прозрениями будущих и настоящих блаженств.

Оба уподобились Господу нашему Иисусу Христу в отдание всей своей жизни в жертву Богу и людям. Они увидели и познали то, что не дано даже и ангелам: смысл страданий праведника и будущие судьбы Церкви.

Святой Игнатий не только не противился, но всею душою желал стать жертвой за Христа, подражая Ему. Того, чего обычный человек боится больше всего, - медленной мучительной кончины, - святой Игнатий почитал пределом человеческих желаний. Вот, что он пишет всем хотящим откупить его от приговора на растерзания зверьми в Риме, куда он следует из Антиохии в оковах: "Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я - пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым".

Подлинно, ощутить и осознать полноту своего существования и предназначения в этой жизни не в моменты земных утех и, даже не на молитве, а будучи послушной жертвой Христовой на зубах у зверей - это свидетельство величайшей веры и любви к Создателю и Его творению. Об этом он и пишет в одном из своих посланий: "Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера - начало, а любовь - конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто, стяжавший любовь, не ненавидит".

Подобно и праведный Иоанн, спустя много веков, как верный ученик стал живым Евангелием, очистив свое сердце так, чтобы Господь мог свободно писать в нем все дела и слова Свои. Он стал не просто хорошим священником, но образцом истинного пастыря, так, что его уже при жизни называли всероссийским батюшкой. Сам он щедро делился секретом своего духовного преуспеяния: "Вера есть ключ к сокровищнице Божией.... Чем с большей открытою сердечностию поверишь Божиему всемогуществу, - тем с большею щедростию раскроется для тебя Божие сердце".

Имея, дорогие братья и сестры, таких молитвенников и руководителей духовных, постараемся не угасить наши светильники души - веру и всепобеждающую любовь ко Христу, - начало и конец нашего Спасения. Аминь.