Проповеди

Проповеди

« Назад

Прощеное воскресенье (Мф 6:14-21). Иерей Константин Мальцев

 

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня пришло время Великого поста, когда все в Церкви изменится: службы, облачения, молитвословия, трапезы, звоны и песнопения. Должны измениться и мы. Сегодня, вся Церковь вспоминает изгнание наших прародителей из рая за непослушание. Сегодня мы вспоминаем, что грехопадение - это трагическое событие для всего человечества, причина для нашего покаяния,  а время Великого поста осмысляется Церковью, как путь возвращения домой, к Богу. Великий пост - это дело всей Церкви, как время благоприятное и благоугодное Господу. Поэтому, тот кто не поститься во время Святой Четыредесятницы согласно 69-му апостольскому правилу "да будет извержен, если клирик, и отлучен, если мирянин". То есть будет отлучен от Святого Причастия пока не исправится. Впрочем, несмотря на всеобщность и обязательность Великого поста, пищевые ограничения являются необходимыми, но недостаточными средствами. Ведь диавол "главный постник" никогда не спит и не ест, однако остается гордым и злым. Значит без должного внутреннего расположения самый строгий пост будет неугоден Господу. Но как раз пост призван вернуть иерархическую гармонию человеку, в которой плоть подчинена духу для добрых дел, а не наоборот.

Всеобщность и обязательность поста не исключает также личного подвига. В этом смысле время Великого поста подобно реке, долгой и стремительной одновременно; глубокой, но с множеством отмелей и подводных камней, подчас извилистой с крутыми берегами и узкими протоками. Здесь не помогут мощные моторы и шумные теплоходы. По этой реке можно плыть только в одиночной тесной байдарке, каждому в своей, крепко держа, и умело управляя двуединым веслом: постом и молитвой. А пост и молитва требуют духовного напряжения и покаянного внимания, ведь на посту - значит на страже.

Время Великого поста - это время необычайных встреч, часто лицом к лицу: с самим собой, ближним, святыми, даже со злыми духами, и, конечно, с Самим Господом. Река Великого поста ведет в Святую Землю, на которую без него не добраться никак, разве только через милостыню и страдания. И как в горах звезды становятся ближе и ярче, так во время поста дух человеческий освобождается и воспаряет к недостижимым, в другое время, высотам. Впрочем болезни, разные тяготы и страдания, как своего рода ограничения, тоже являются постом и компенсируют сполна пищевые ограничения здорового человека. Неслучайно, всем таковым Церковь благословляет послабление в питании.

Время Великого поста можно сравнить, в некоторой степени, с периодом беременности. Так же как тяготы чревоношения и очищения растворяются надеждой на перемену жизни, изумлением перед тайной творения и созревания, ожиданием и радостью рождения, так и время Великого поста должно принести плод ликования от Встречи с Творцом и переживания Воскресения Богочеловека, как самого себя. Пасхальная радость - это плод поста.

Несмотря на то, что время Великого поста - преимущественно личный подвиг, есть одно необходимое условие, которое делает все наши усилия спасительными. Это прощение друг другу обид, ошибок и бесчисленного множества различных прегрешений, без которого наше покаяние перед Богом будет бесполезным и безответным стенанием перед закрытыми дверьми. 

Мы, действительно, много погрешаем перед Господом и друг другом: ошибаемся, тратим в пустую время, не понимаем, и не хотим понимать, много предъявляем другим, а мало себе, злословим, пустословим, обманываем, бахвалимся, осуждаем и совершаем еще множество грехов, "их же несть числа".

Против всей этой непроглядной греховной тьмы Господь дает единственное спасительное средство - слово "прости" к ближнему, от всего сердца. И хотя христианин должен каждый день быть в мире со всеми людьми и просить прощения, именно этот день дает нам возможность сосредоточиться и примириться в полной мере за все греховные недомолвки и непонимания с нашей стороны, совершенные вольно или невольно, в ведении или неведении. Спешу, со своей стороны, воспользоваться, здесь и сейчас, этой возможностью и обратиться ко всем Вам: простите меня, грешного, если согрешил в чем делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами!