Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 21-я по Пятидесятнице (Лк 8:29-39). Иерей Константин Мальцев

 

26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о силе Христовой Божественной Личности, но так поразительно просто, как будто речь идет о самых обычных вещах. Вот переплыл Христос на лодке на другой берег, вышел, изгнал легион бесов и вернулся обратно. Никакой философской аналитики и сложных умозаключений. Никаких витиеватых доказательств истины, красивых описаний и поэтики. Все просто и строго: пришел и исцелил. На первый взгляд, эта внешняя безыскусность Евангелия похожа на объяснительную ребенка, который еще не может ничего придумывать и преукрашать, а просто передает то, что видел своими глазами. Это как бы детский взгляд на события, но уже взрослого человека, очищенный и просвещенный Духом Божиим. На самом деле, сам стиль Евангелия, как бы говорит нам - сила Христова не нуждается в доказательствах, она нуждается в должном восприятии ее...

Вся восьмая глава Евангелия от Луки, как впрочем и многие другие,  с одной стороны, изобилует свидетельствами о Мессианстве и Божестве Иисуса из Галилеи, а с другой, показывает всю противоречивость верного и неверного восприятия этого свидетельства с учетом разнородности самих людей. Впрочем, в калейдоскопе событий, диалогов, действий и монолога Богочеловека есть своя божественная и человеческая логика по замыслу евангелиста.

Первый план восприятия - это современники Христа:  израильтяне и язычники, ученики, религиозная элита и простые люди. Их степень восприятия Христовых слов и дел разнится до крайности: от изумления и восхищения до страха и зависти, от насмешек и озлобленности до благоговения и покаяния.

Второй план - это ранние христиане, современники евангелиста, для  которых собственно  Евангелие и писалось. Они должны были как бы опознать по Евангелию ту Силу, которая действовала в их общине, их душах.

Третий, - это будущие поколения людей, а значит мы с Вами, которые то же призваны проверить истинность Евангельского слова на себе, на своей жизни, на своих близких. Ведь как тогда, так и сейчас Евангелие нуждается в должном восприятии его человеком, во всей честности, открытости, разумности, но лучше в покаянии, жажде исцеления и доверии.

Как тогда, так и сейчас не все люди знают, что они грешники. Как тогда, так и сейчас многие грешники ждали и ждут Спасителя, но не все полюбили  Его, а только те, кто имеют сильную нужду в покаянии и исцелении. Царство Небесное, принесенное Христом, как тогда, так и сейчас, приблизилось для тех, кто готов признать свою беспомощность перед собственным окаянством, болезнью, неправдой, ущербностью, смертью и прочим злом. 

Как тогда, так и сейчас происходят сплошные чудеса и прозрения, как из неиссякаемого источника: жена грешница, Мария Магдалина, и вот сегодня гадаринский бесноватый, потом кровоточивая женщина, дочь Иаира и многие другие, до сего дня. Все они исцелились, прозрели, открылись  для личного спасения, а затем и для Божественного замысла.

С другой стороны, фарисеи и прочие модификации, иногда вполне религиозных людей, но имеющие предубеждения против фундаментальных сторон отношений Бога и человека. Так любовь, всепрощение, благость Божии для них не первичны, но зависимы от закона, национальности, судьбы, ритуалов и прочих вещей. Сегодня, на примере исцеления бесноватого мы видим, что все законнические и земные предписания важны, конечно, но все же вторичны, и не должны загораживать и загромождать отношений Бога и человека, а, напротив, помогать им.

Сегодня, исполняется сказанное пророком Исайей и Самим Господом о самом Себе чуть ранее: Я пришел благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу...(Лк 4:18-19). Пришло время каяться, а не спорить, свидетельствовать, а не доказывать, верить, а не сомневаться, служить, а не мешать! Ведь люди сами уже не могли найти дорогу к Спасителю, чтобы исцелиться, Ему Самому нужно было прийти к ним. Никто не мог помочь бесноватому в этом мире, только Христос...

Итак, Спаситель может прийти ко всякому, но все же сила Христова дарована Церкви: апостолам, а затем и всем боголюбивым христианам. Почему? Потому что без Церкви трудно опознать и правильно воспринять Христа. Потому что никто не ушел не исцеленным от Христа после должного покаяния, доверчивой, детской открытости к Нему, после церковной молитвы к Божией Матери и святым угодникам... Церковь хранит Христа в себе, и дает Его всякому жаждущему и страждущему. Церковь - это невеста и служанка Христова, одновременно, как Тело Его! 

С другой стороны, сегодня, вся злокозненность бесов открывается в евангельском отрывке. Будь их воля они сделали бы с нами то же, что со свиньями. Им даже не нужна наша свинская жизнь, но нужна нелепая, тупая, бессмысленная свинская смерть. Здесь, на земле, мы еще можем прийти в себя, как показала нам притча о блудном сыне (Лк 15:11-32), но там, за гробом, когда уже не принадлежим себе, как говорит притча о богаче и Лазаре (Лк 16:19-31), мы можем полностью находиться в бесовской власти, если, конечно, только, Церковь Божия не отмолит нас за нас.

Свиньи то потонули, но не бесы. И хотя для них уготована бездна, пока они еще на земле, то бросились искать для себя новое жилище. Вспоминается другая притча Господа о человеке, из которого был  изгнан бес, но который оставил это место пустым, незанятым совсем другим Духом. Тогда пришли семь злейших его, и было тому человеку последнее горше первого (Мф 12:43-45). Упаси Господи и помилуй нас! Аминь.