|
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышим из уст евангельского фарисея прекрасное начало всякой благочестивой молитвы: "Боже! благодарю Тебя...". Какие замечательные слова! Вот если бы каждый человек на земле произносил их почаще, просыпался и засыпал с ними: "Боже! благодарю Тебя за все".
Однако, как мы видим из сегодняшней притчи, эти великие слова благодарности Богу оказываются недостаточными для ответного благословения Творца, потому что не всякое благодарение богоугодно, как это не странно звучит. Согласно услышанной только что притчи, такой показательный случай произошел с хорошим в общем-то человеком, который и постился два раза в неделю, и всегда отделял десятую часть своих приобретений на храм. Как бы мы сказали сегодня: был благочестивым и церковным человеком. Ведь Господь не обличил его в обмане, потому что он действительно делало то, о чем говорил.
Но в чем его ошибка в благодарении, а значит и в вере? На этих благочестивых занятиях незаметно появился налет самодовольства и жестокосердия. Послушаем его: "Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь". Подумаем, если такие слова глаголют уста на молитве, при обращении к Богу, что же бывает, когда человек размышляет сам с собой наедине? Понятно, что подобные мысли сеет человеконенавистник- диавол каждому, но зачем пускать их в сердце? Ведь "от избытка сердца, говорят уста" (Мф 12:34). Молитва - это по преимуществу "продукт" сердца. Не случайно апостол Павел, когда писал или говорил о грешниках, то всегда добавлял, что Христос Иисус пришел их спасти "из которых я первый" (1Тим 1:15). А вот фарисей забыл Кому он обязан своей праведностью и почему!
Вспомним здесь также, что грех это то, что паразитирует на добре. У греха нет сущности, его никто не создавал. Он рождается от беспечной, развращенной или злой воли. Здесь тот самый случай: к добродетелям постепенно примешалось самодовольство и извратило их. Цель человеческой жизни ведь не в добродетелях, которые суть только средства, а в Богоуподоблении и Богообщении, которые оправдывают все остальные добродетели. А если этой цели не достигается, то даже через доброделание можно усугубляться в самодовольстве, но не в Богоуподоблении. Так и апостол пишет: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным" (1Тим 6:6), однако он не сказал - самодовольным.
В чем же мы можем и должны уподобиться Богу? Здесь Сам Господь дает ответ: "Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд" (Лк 6:36). И это не совет - это повеление. Поэтому лучше быть кающимся мытарем, чем мнимым праведником без сострадания, смирения и любви.
Возможно, фарисею следовало бы помолиться, примерно так: "Боже! благодарю Тебя, что ты дал мне возможность сделать хоть что-нибудь для того, чтобы как можно больше грабителей, обидчиков, прелюбодеев или, как вот этот мытарь, могли измениться, покаяться и вернуться к Тебе. Какое великое чудо и милость служить Тебе и быть исполнителем твоей Всеблагой воли, которая хочет каждого грешника спасти (Иез 33:11)! Помилуй их, Господи, как Ты помиловал меня! Подари им эту радость!
Возможно, что после такой молитвы он недалеко был бы от Царствия Божия (Мк 12:34).
Несмотря на то что это просто притча, а не реальный случай, в ней нет никакой сказочности. Христос употребил форму притчи только для того, чтобы, избегая конкретики в окружающих Его людях, включить в этот диапазон двух молящихся типов всех верующих. Каждый из нас легко узнает себя в этом рассказе. Нас как бы перемещает по жизни в пределах этих типажей. Фактически - это границы церковности, а настоящая праведность где-то посередине, лишенная крайностей одного и другого.
Но есть еще много людей, которые живут за этими пределами: те же самые грабители, обидчики, прелюбодеи, живущие без покаяния, или когда люди смеются над добродетелью, презирают ее, извращают своим произволом, не благодарны Творцу, - тогда, несомненно, гнев Божий пребывает на них (Ин 3:36). Впрочем, и они могут спастись, по долготерпению и милосердию нашего Спасителя, если, конечно, покаются.
Итак, Господь произносит притчу о мытаре и фарисее для того, чтобы первый не отчаивался в спасении, и второй не превозносился в своей "праведности". Церковь нарочито установило чтение этой притчи в преддверии Великого поста, как спасительное назидания для всех идущих путем благочестия, поста и молитвы, чтобы как можно больше людей встало на него и получило радость, прощение и милость нашего Господа, Ему же слава во веки веков! Аминь.
|