Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 31 по Пятидесятнице, притча о «званных на пир» Лк. 14:16-24 (Недели 28-й)*. 30.12.2018г. иерей Артемий Якименко

 

В Неделю святых праотец, согласно Уставу, читается Евангелие Недели 28-й

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

У иудеев был ряд мессианских представлений о том, что будет, когда Бог непосредственно вмешается в ход человеческой истории. И одним из таких распространенных представлений была картина мессианского пира: когда придёт долгожданный, обетованный Писанием и пророками Мессия, Он устроит большой мессианский пир, который Сам возглавит, а возлежать на этом пиру будут сыны богоизбранного Израильского народа.

Эту идея прослеживается и в Новом Завете: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3:2) - говорит Иоанн Предтеча, приходящим к нему креститься иудеям. Он проповедует приближение Царства Небесного, Царства Божия в лице грядущего за ним Христа. И Христос являет Царство Божие в Своём земном служении: Он воскрешает умерших, совершает многочисленные чудеса исцелений, так как в Царствие Божием не может быть ни смерти, ни болезни, ни какого либо страдания. Так называемые «гастрономические чудеса» Христа, когда Он небольшим количеством хлебов и рыбок насыщает огромное число людей, явно свидетельствуют о Нём как о Мессии в контексте иудейских представлений. Первое чудо, совершённое Спасителем на браке в Кане Галилейской, притчи по теме и содержанию (о званных на ужин, на брачный пир, о десяти девах т.п.) перекликающиеся с этими мессианскими представлениями иудеев - всё это свидетельствует о Иисусе как о Христе, как о Мессии. Сегодняшняя притча об этом. Человек, обратившийся к Иисусу, думал именно об этом пире. Его слова мы находим в стихе предшествующем только что прослушанному евангельскому зачалу: «Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк14:15). То есть, эта притча, в категориях иудейских представлений, изображает грядущее Царство Божие, в виде роскошного пира, которой устроил хозяин дома и который был проигнорирован приглашёнными. 

Помимо того, что в этой притче ясно звучит угроза иудеям, отвергшим приглашение Бога, и чудесная слава грешникам, изгоям и язычникам, никогда и не мечтавшим о том, что они когда-то её удостоятся, в ней также содержатся вечные и злободневные истины.

Бог приготовил пир веры, пир любви, пир вечности, и посылает за теми, кого ещё давно пригласил принять участие в этом торжестве любви и вечной жизни. Один отвечает, что купил клочок земли, и ему необходимо пойти его осмотреть, ведь земля это моё родное, надо ведь чтоб хоть один её клочок принадлежал мне. Небо это Божие, а земля моя, я в неё костьми лягу. Разве мы не так поступаем, привязываясь к земному? Всеми душевными и телесными силами пытаемся укорениться в земном, и только тогда, только потом, оставим место Небу.

Другой купил волов, которых необходимо испытать. Помимо самой земли, на ней ещё есть работа, необходимо переделать кучу дел, оставить свой след на земле, и тогда уже можно будет подумать о Боге. Никогда не переделаешь всех дел, на смертном одре будешь лежать, а вокруг дел будет невпроворот.

Третий сослался на свою земную любовь: «я женился и потому не могу прийти» (Лк 14:20). Семейные заботы очень часто заслоняют от человека Творца.

Вот и мы так поступаем: мы себе на земле находим труд такой неотложный, что для Божиего дела, для жизни с Богом времени нет.

В притче также обращает внимание то, с какой настойчивостью хозяин приглашает на пир. Сначала рассылает приглашения, затем посылает слугу звать званных, после их отказа, посылает его собирать всех людей с улиц, когда осталось еще место, посылает снова, чтоб полностью наполнился дом. Это всё говорит нам о настойчивости призыва Божьего, Бог настойчиво призывает всех без исключения войти в Его Царство. Только наши заботы, только мы сами себя можем лишить Божественной любви.  

И заканчивается сегодняшняя притча словами, которые вызывают законное недоумение: «ибо много званых, но мало избранных» (Лк14:24). Неужели есть некое Божественное избрание, неподвластное нашему разуму и воли, некое Божественное предопределение ко Спасению: много званных, но мало избранных. Получается, что Господь по Своему Божественному, нам неподвластному всеведению уже кого того избрал, предопределил? Дело в том, что на месте слова 'избранные' в греческом оригинале стоит ἐκλεκτοί,  однокоренное с εκκλησία (букв. собрание) - Церковь. Получается много званных, но мало собранных, мало тех, кто откликнулся на этот призыв.

Притча говорит о том, что Бог устроил роскошный пир, позвал на этот пир тех кто должен был в первую очередь прийти на него, но они под смехотворными предлогами проигнорировали этот призыв, тогда приглашение, то есть проповедь адресуется ко всем людям.

У человека есть выбор, принять Божественный призыв или нет. У Бога много званных, но от самого человека зависит, станет ли он тем, кто войдёт в это число, станет ли он тем, кто войдёт в число собранных (т.е. в Церковь) и вкусит хлеба в Царстве Божием.

Аминь.