Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя 30 по Пятидесятнице, о вопрошающем о вечной жизни (Лк.18:18-27). иерей Артемий Якименко

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день Церковь предлагает нашему вниманию за Божественной Литургией Евангельский чтение о неком человеке, вопрошающем Христа о жизни вечной: «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18).

Христос, отвечая этому человеку на вопрос о том, как достичь вечной жизни, показывает, что можно спастись, соблюдая заповеди Моисея: «знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою»(18:20). Это тот нравственный минимум, соблюдая который человек спасётся, то есть войдёт в Царство Божие.  Но если человек хочет добиться совершенства, то он должен оставить всё и следовать за Христом.

Вопрошающий чувствовал, что вся его праведность не приносит ему удовлетворения, не приносит его душе покоя, он сердцем и душой осознавал, что, несмотря на исполнение закона, несмотря на внешнюю порядочность, жизнь его несовершенная. Иисус сказал ему, что, если он действительно хочет добиться того, чего всю жизнь ищет его душа, то он должен раздать всё своё имение следовать за Ним.

В то время эти слова были просты. Они означали: надо оставить все земные заботы и пойти вместе со Христом по дорогам Святой земли; быть свидетелем Его чудес и, вслушиваясь в Его слова, становиться Его преданным учеником.

Но когда эти слова обращены к нам – что они значат? Они не могут значить физического, телесного следования за Христом по путям и дорогам, как при Его земной жизни. Нет! Христос зовёт нас войти с Ним в вечную жизнь. Когда ученики Иоанна Крестителя спросили Христа: «Где Ты живешь?» – Он ответил: «Придите и посмотрите...» В земном смысле, Он жил в какой-то хижине неподалеку от Иордана; но, в ином смысле, который покорил учеников раз и навсегда, Он – как говорится о Боге в Священном Писании – жил во Свете Неприступном, в глубинах Божества; в том Свете, который озаряет всякого человека, грядущего в мир.

И вот Господь нас зовет идти за Собой в эти глубины богопознания, в эти глубины вечной жизни. Он Сам нам сказал: жизнь вечная в том, чтобы познать Бога и Сына Его Иисуса Христа.

Подлинный смысл жизни в том, чтобы соединиться с Богом, вернуться к Нему, так чтоб мы могли сказать: моя жизнь – Христос.

В иудейском, да и в общественном сегодня сознании грех понимается в первую очередь как преступление закона: "знаешь заповеди - все это сохранил я от юности моей" (Ин 18:20-21). Вот формула порядочного человека. Но в  НЗ перспективе, грех это, прежде всего тотальное отпадение человека от Бога, как  своего Творца, как от Источника своей Жизни. Остальное есть следствие греха в основном, фундаментальном его значении.

«все это сохранил я от юности моей" (Ин 18:21), а покоя душе нет. Почему? Само по себе исполнение заповеди не спасает, Закон может привести к Богу, как ап. Павел называл его «детоводителем ко Христу» (Гал 3:24). Потому Христос и пригашает всех нас следовать за Ним. Вслушаться в Его Божественное слово, которое  указывает нам путь жизни; и на этом пути, во всём, сколько у нас есть сил, быть учениками Христа.

Но для этого, надо освободиться от того богатства, которое делает нас рабами, связывает, не пускает в вечную жизнь. Об этом каждый из нас должен подумать про себя, потому что у каждого из нас есть нечто, что он может быть, даже не осознавая, – всё же предпочитает Богу. Для этого надо всмотреться в себя и поставить перед собой вопрос: вот, если бы теперь встал передо мной Спаситель и сказал: оставь это, это единственная твоя преграда между тобой и вечной жизнью, – что бы мы на это ответили? Оставили или нет?

Именно об этом нам следует подумать, потому что мы все призваны следовать за Христом во славу вечной жизни. Аминь.

Использованная литература: Проповедь митрополита Сурожского Антония (Блум). Ответ вопрошающему о жизни вечной, Лк.18:18–27. 30 января 1983 г.