Проповеди

Проповеди

« Назад

Неделя мясопустная, о Страшном суде (Мф 25: 31-46). Иерей Константин Мальцев

 

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

После Недели о блудном сыне, в которой говорилось о великом милосердии и всепрощающей любви Бога Отца Церковь установила сегодня чтение о Страшном суде, в котором открывается действительно ужасная участь не только нераскаянных грешников, но и тех, кто употребил все дары этой любви Отчей только на себя.

Господь, по слову апостола, "долготерпит до времени", чтобы любой человек мог прийти в себя и сотворить "достойные плоды покаяния", как это произошло, например, с блудным сыном, готовым стать простым наемником в доме отца. Но, если это долготерпение и всепрощение Творца никак не изменяет сердце человека в ответном деле любви и жертвы, и оно остается неблагодарным, жестоким, самолюбивым, беспечным, тогда, увы, он не может войти в Царство Небесное. 

Сегодняшняя притча говорит о том, что Царство Небесное - это не исполнение всех наших желаний, но восполнение тех зачатков святости, которые должен явить человек в земной жизни.  Зачатки святости - это наши добрые дела, основанные на служении  Богу и ближнему. А если этого нет, то такой человек будет подобен отсыревшей головешке, которую, как не разжигай, все равно ничего кроме дыма и тления не дождешься. Так и люди, без служения Богу и ближним, будут не годны для Царства Небесного. Огонь Божественной любви никак не может обожить их "отсыревшие" эгоистичные души.

В сегодняшней притче особенно ярко открывается не только жертвенный характер жизни христианина, но и многообразие служений ближнему. Спаситель подробно и даже настойчиво перечисляет и повторяет несколько раз принципы, по которым будет производить Суд. С одной стороны это отрадно, так как теперь все ясно и есть выбор, с другой, - обязательно к исполнению, потому что такая определенность делает нас не извинительными в случае нерадения.

Так, алчущие и жаждущие - это ведь не только те, кто нуждается в чувственной пище и питии (хотя их имеем в виду, в первую очередь), но, согласно евангельским блаженствам, - это все алчущие и жаждущие правды. А таковыми являются, например, все дети, открытые к восприятию добра и истины. И горе тем, кто своим равнодушием, развращенностью или жестокостью делает их неверующими циниками, разочарованными в своей искренности и открытости. Ведь многое начинается с детства.

В притче говорится также о странниках. Это не только люди, путешествующие, так сказать, профессионально, но все иностранцы и иноверцы, которые, встречаясь, знакомятся с нами, с нашим мировоззрением, с нашей верой, с нашей жизнью. И горе нам, если они не увидят в нас спасающихся, и желающих всем спасения христиан. 

Ведь и духовно нагим человек становится тогда, когда грешит, потому что обнажается его сущность. Такового преимущественно нужно покрывать любовью, великодушием, добрым и мудрым словом, как страждущего брата или сестру, чтобы он пришел в себя и смог увидеть себя со стороны, что возможно только, если кто-нибудь покажет ему эту самую сторону.

Также и всякий больной, телесно и духовно, нуждается в помощи и уходе. Мы не знаем до конца, как происходит исцеление от болезни, но знаем, что способствует полноценному выздоровлению. Значит подлинное врачевание души и тела - это великое искусство, движимое любовью и заботой.

А сколько людей в темницах и заточениях, вольных и невольных, без сострадания со стороны ближних, в ожесточении, еще строят планы мести и будущих преступлений.

Кто поможет им? Ведь даже праведники, находясь в темницах, нуждаются в поддержке и утешении. Не случайно в Церкви есть даже свой чин святости - узорешительства.

Итак, слова притчи напрямую относятся ко всем нам, потому что все мы являемся друг другу в разных качествах:  родителей, наставников, учителей, помощников, сослужителей, соработников, сродников, товарищей или друзей. Господь связал нас между собой, чтобы никто не мог сказать, что он сам по себе, но все бы служили друг другу, кто чем может.

А всех безнадежно беспечных и эгоистичных ждет страшная участь - отвержение Создателем и вечные муки. Поэтому, если еще не возлюбим ближних, как самих себя, то хотя бы убоимся, братья и сетры, этих слов: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". Ведь для того говорит их Господь заранее, чтобы мы имели время измениться. Пусть тот из нас, кто до сих пор остается беспечным, нераскаянным, развращенным, жестокосердным по отношению к другим, устрашится хотя бы за себя и начнет исправляться, чтобы когда-нибудь услышать от Спасителя совсем другой глас: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира". Аминь.